Италия проиграла весь мир

Ее сборная не попала на чемпионат в Россию

Самая громкая потеря российского чемпионата мира 2018 года по футболу определилась под занавес отборочного цикла. Сборная Италии, проиграв первый стыковой матч шведам — 0:1, завершила ответный на своем поле со счетом 0:0. Итальянцы пропустят мировое первенство впервые за 60 лет. Впрочем, их катастрофу нельзя назвать абсолютно неожиданной. По крайней мере причины куда более глубокие, чем неудачная игра в двух отдельно взятых матчах, в их провале обнаружить легко.

Падение уровня итальянского футбола лишило шестого чемпионата мира легендарного голкипера Джанлуиджи Буффона (слева) и первого — молодого полузащитника Федерико Бернардески

Фото: Luca Bruno, AP

Представить, какими определениями итальянская пресса будет характеризовать то, что случилось на миланском стадионе San Siro в ответном стыковом матче сборных Италии и Швеции, было несложно. Они действительно не отличались разнообразием: «позор», «провал», «катастрофа», даже «апокалипсис».

Не отличались разнообразием и фотографии, которыми «апокалипсис» иллюстрировали. Конечно, рыдающие фаны. Конечно, поругавшийся с тренерами злой ветеран Даниэле Де Росси. Конечно, подавленный и тоже, как и болельщики, не прятавший слез Джанлуиджи Буффон — величайший среди голкиперов столетия, которому так и не доведется сыграть на шестом в карьере чемпионате мира.

И до итальянцев, вылетевших за двое суток до окончания отборочного цикла, от чемпионата мира, который будущим летом впервые в своей истории примет России, было отцеплено несколько команд с шикарной репутацией, с солидными свежими достижениями, со звездными составами (см. справку). Но, как ни крути, футбольных брендов громче и круче итальянского среди жертв квалификации не оказывалось и уже — учитывая, кто на вчерашний вечер претендовал на остающиеся вакантными путевки,— и не окажется.

Италия — это страна, ассоциирующаяся именно с фанатичной, на грани безумия преданностью футболу. Италия — это страна, которой титул чемпионов мира доставался четырежды (больше только у бразильцев). Италия — это страна, в которой бывали нелучшие с точки зрения подготовки кадров для штурма вершин времена, но которая и в худшие из них выставляла удивительно живучие команды. Они, словно питаясь чудовищной футбольной энергетикой родины, могли добраться и до медалей, но уж отбор-то для них точно не был препятствием. Статистика масштабы итальянского запаса прочности иллюстрирует идеально: предыдущим чемпионатом мира, на который они не попали, был чемпионат мира 1958 года, проходивший — ирония судьбы — в Швеции. Тот чемпионат мира, на котором состоялись советский дебют на топ-турнирах, дебют на них Пеле и первый из пяти бразильских триумфов. После него прошла целая вечность, вместившая в себя кучу доказательств того, что Италию, как бы невнятно она ни выглядела, никогда нельзя заранее списывать со счетов, что она сильна — ну или достаточна сильна, чтобы отстоять право быть в элите,— в любом обличье. В этом смысле у нее, пожалуй, имелся единственный конкурент — немцы. И вот впервые за полвека с гаком главное футбольное соревнование обойдется без итальянцев.

На сегодня уже назначено совещание, названное анонсировавшим его президентом Федерации футбола Италии Карло Тавеккьо «кризисным». На нем будут обсуждаться причины провала. И в принципе столь же несложно, как «оформление» итальянского вылета, спрогнозировать, какими будут основные, кого возведут в ранг виновных в катастрофе.

Безусловно, в первую очередь тренера Джампьеро Вентуру, который после осечки в миланском матче отбрыкивался от вопросов об отставке, хотя она кажется неминуемой. Вентура занял должность наставника итальянцев летом 2016-го — после чемпионата Европы во Франции. На нем под руководством его предшественника Антонио Конте, который потом, уехав зарабатывать деньги и славу в английской премьер-лиге, сразу же стрельнул с «Челси», приведя его к золоту, билась, можно сказать, классическая сборная Италии — не искрившая талантами, но дисциплинированная и злая, и благодаря дисциплине и злости сокрушившая в стартовом раунде play-off котировавшихся куда выше испанцев.

Про то, что Вентура — не совсем адекватная замена Конте, заговорили быстро. А отборочный цикл, в рамках которого те же испанцы разбили итальянцев на своем поле в пух и прах — 3:0, представление еще укрепил. Стыки же превратились во что-то вроде приговора ему. Шведская команда со своим скромным, «чернорабочим» подбором игроков не испытывала серьезных проблем в столкновении с фаворитом, после которого эксперты ругали Вентуру и за какое-то странные тактические схемы, и за метания в поиске нужных исполнителей. И эпизод со срывом Даниэле Де Росси, которого заставили разминаться, хотя было ясно, что при 0:0 в ответной встрече хозяевам, чтобы все исправить, нужен не разрушитель, а герой атаки, креативщик вроде почему-то оставленного без внимания на лавке Лоренцо Инсинье (на него и указывал вышедший из себя Де Росси), вспомнили абсолютно все. Этот эпизод был показательным в плане описания тренерского бессмыслия.

Но нет сомнений, что в виновные запишут и человека, которому предстоит отправить Вентуру в отставку. Не столько даже за то, что в 2016-м назначил его на освобожденное Конте место. Скорее за то, что происходит с итальянским футболом и его «витринной» командой в целом в последние годы.

Карло Тавеккьо заступил на пост главы футбольной федерации страны в 2014-м, и к тому времени термин «кризис», пусть еще довольно робко, уже применялся по отношению к ним: именно грандиозные, а не просто сносные результаты — в прошлом, приток одаренной молодежи в элитные клубы и соответственно в сборную — жиденький как ручеек. Через три года положение в этом смысле ничуть не улучшилось. Эта сборная Италии была вынуждена молиться на «динозавров» — объявивших о завершении карьеры в ней после печальных стыков Джорджо Кьеллини, Андреа Барцальи, тех же Де Росси с Буффоном. Причем все, на кого молились,— представители защитной линии. Впереди у итальянцев в этом цикле была поразительная блеклость. И страшно то, что, строго говоря, резервы, которые находились под рукой, но так и не были востребованы, Вентуре предъявить на самом деле трудно. Ну разве что продолжать постоянно тыкать ему в лицо Инсинье и форвардом Симоне Дзадзой, исправно забивающим в Испании. Но опять же речь идет не о монстрах, не о тех, кто с гарантией радикально поднял бы уровень этой сборной. Остальные — игравшие со шведами или готовившиеся сыграть — либо лидеры посредственных клубов, либо работяги грандов, привыкшие обслуживать легионеров, либо юнцы, полирующие лавки, поскольку экстраординарного дарования в них не разглядели.

Крушение непотопляемой Италии смотрится эффектно, как снегопад посреди жаркого лета. Но в реальности оно было итогом планомерного падения, которое удавалось притормозить не реформами системы, а вспышками тренерского искусства, мастерства отдельных гениев, казавшихся неиссякаемым запасом прочности поклоняющейся футболу страны. Запас иссяк.

Без кого осталась Россия

Сборная Нидерландов не так давно, в отборе к Евро-2016, уже допустила осечку, болезненно воспринятую болельщиками, которые привыкли к тому, что оранжевые являются регулярными и важными участниками крупнейших турниров. Несмотря на обиднейшую осечку, руководство голландского футбола решило оставить на тренерском посту Данни Блинда. Как выяснилось, зря — отбор к чемпионату мира-2018 голландцы также провалили, хотя, по мнению букмекеров, должны были занять в группе A второе, вслед за Францией, место. Все испортило поражение от Болгарии в пятом туре, спровоцировавшее замену Блинда Диком Адвокатом. Под его руководством команда выиграла четыре из пяти матчей, но этого не хватило. Перед последним туром сложилась ситуация, при которой голландцам, чтобы пройти в стыки, нужно было обыгрывать Швецию со счетом 7:0! Они победили только 2:0 и впервые за 16 лет не сумели попасть на чемпионат мира.

Сборная Чили в последние годы радовала своих болельщиков. Команда два раза подряд — в 2015 и 2016 годах — первенствовала в Кубке Америки. На Кубке конфедераций, прошедшем летом в Москве, чилийцы, располагающие такими звездами, как Алексис Санчес и Артуро Видаль, снова доказали, что являются высококлассной командой, и дошли до финала. Однако отбор на чемпионат мира у команды не задался. Начала сборная Чили очень резво, обыграв Бразилию. Но потом пошли осечки. Ключевыми стали пять очков, потерянных в двух матчах с аутсайдером отборочного турнира Боливией. В результате перед последним туром сложилась весьма неблагоприятная для чилийцев ситуация — им самим в гостях нужно было обыгрывать жаждавшую мести Бразилию и при этом надеяться, что Перу не наберет очков в матче с Колумбией. Но перуанцы сыграли вничью, а чилийцы уступили и остались за бортом мирового первенства. В последний раз чемпионат мира проходил без Чили в 2006 году.

Сборная США на протяжении почти двух десятилетий уверенно опровергала мнение о том, что в Америке футбола нет. Команда начиная с 1990 года не пропустила ни одного чемпионата мира. Причем на мировых первенствах американцы отнюдь не были мальчиками для битья — четырежды сборная США выходила из группы, а однажды, в 2002-м, добралась и до четвертьфинала.

Нынешний отборочный турнир также, казалось, не нес США никаких угроз. Все-таки соперники по отборочной зоне у американцев не самые сильные, уж как минимум в финальную часть отбора (а он многоуровневый и состоит из пяти ступеней) США обязаны были попадать. Все, что требовалось американцам в этом финальном турнире для того, чтобы получить прямую путевку в Россию,— занять место не ниже третьего. Или стать хотя бы четвертой и пробиться на чемпионат мира через межконтинентальный стык. Сборная США финишировала пятой, потеряв очки не только в матчах с солидными командами Мексики и Коста-Рики, но и в играх с Гондурасом и даже Тринидадом и Тобаго.

Алексей Доспехов, Афсати Джусойти

Отборочные матчи на чемпионат мира 2018 года

Зона UEFA

Италия—Швеция 0:0; первый матч 0:1.

Сборная Швеции вышла в финальную часть ЧМ-2018.

Команды, гарантировавшие себе участие в финальной части ЧМ-2018

Европа (UEFA): Россия (страна-организатор), Германия (чемпион мира), Англия, Бельгия, Исландия, Испания, Польша, Португалия, Сербия, Франция, Хорватия, Швейцария, Швеция.

Южная Америка (CONMEBOL): Аргентина, Бразилия, Колумбия, Уругвай.

Северная Америка и Центральная Америка (CONCACAF): Панама, Коста-Рика, Мексика.

Азия (AFC): Иран, Япония, Республика Корея, Саудовская Аравия.

Африка (CAF): Нигерия, Египет, Сенегал, Марокко, Тунис.

Осталось три вакансии. Вчера поздно вечером Ирландия в ответном стыковом матче принимала Данию (первый матч — 0:0). В среду завершится первый из двух межконтинентальных стыков. Австралия (AFC) примет Гондурас (CONCACAF; первый матч — 0:0). В четверг, 16 ноября, станет известен последний участник ЧМ-2018. Перу (CONMEBOL) сыграет дома с представителем Океании Новой Зеландией (первый матч — 0:0).

Вся лента