Перетягивание Ливана
Саудовская Аравия и Иран вступили в новый ближневосточный конфликт
Противостояние Саудовской Аравии и Ирана грозит новым региональным конфликтом в третьей стране — Ливане. Спровоцировать его может ситуация вокруг ливанского премьера Саада Харири, остающегося в Эр-Рияде после неожиданного заявления о своей отставке, сделанного 4 ноября в Саудовской Аравии. Сам Саад Харири объяснил свой уход угрозой его жизни, исходящей от действующей в Ливане проиранской организации «Хезболла». Кроме того, он потребовал от «Хезболлы» прекратить вмешательство в региональные конфликты — прежде всего, йеменский и сирийский. В Бейруте же не исключают, что глава кабинета насильственно удерживается Эр-Риядом, который вместе с арабскими союзниками и Израилем ищет предлог для атаки на «Хезболлу» и Иран. Почти через четверть века после окончания кровопролитной гражданской войны Ливан оказался на пороге нового взрыва.
Бейрутский невозвращенец
Ситуация вокруг ливанского премьера Саада Харири, 3 ноября отправившегося с рабочим визитом в Эр-Рияд и вот уже вторую неделю остающегося в Саудовской Аравии, становится все более запутанной. Последнее заявление постпреда Саудовской Аравии при ООН Абдаллы аль-Муаллими, назвавшего «абсурдными» обвинения в том, что саудовские власти насильственно удерживают главу ливанского правительства, только усилили подозрения, что Саад Харири пребывает в Эр-Рияде не по своей воле.
Сам господин Харири в интервью ливанскому телеканалу Future TV также попытался успокоить страсти, разгоревшиеся после его неожиданного заявления об отставке, которое он сделал в Эр-Рияде. «Здесь я свободен. Если завтра я захочу улететь, я это сделаю»,— заверил Саад Харири, пообещав вернуться в Ливан и довести до конца конституционную процедуру своей отставки. Во вторник он написал в Twitter, что вернется в течение двух дней.
При этом глава правительства также сообщил, что написал заявление об отставке собственноручно и не под чью-то диктовку, рассчитывая вызвать «позитивный, а не негативный шок». Как следует из его объяснений, он сделал это в Эр-Рияде, а не в Бейруте, руководствуясь исключительно соображениями безопасности — опасениями за свою жизнь. Ранее Саад Харири обвинил действующую в Ливане шиитскую организацию «Хезболла» и стоящий за ней Иран в планировании покушения на его жизнь и раскачивании ситуации в стране и арабском мире.
Напомним, что отец Саада Харири — премьер Ливана и на тот момент самый популярный в стране политик и влиятельный бизнесмен Рафик Харири, был убит в Бейруте в феврале 2005 года. Кто убрал Харири-старшего, под руководством которого шло восстановление Ливана после кровопролитной гражданской войны 1975–1990 годов, так окончательно и не установлено. Спецтрибунал ООН пришел к выводу, что за покушением стояла «Хезболла». Существует, впрочем, и версия о причастности Дамаска: Рафик Харири выступал за вывод сирийских войск из Ливана. Дамаск и Тегеран настаивают на своем объяснении — якобы убийство премьера организовали США и Израиль.
Спустя 12 лет теперь уже сын Рафика Харири, явно опасающийся повторить судьбу отца, оказался в центре сложной геополитической интриги с участием ключевых региональных игроков. Для которых Ливан с момента обретения независимости остается ареной скрытого противоборства. Иран с помощью контролируемой им организации «Хезболла» пытается сохранить в этой стране свое влияние, рассматривая его как стратегический плацдарм и звено будущего «шиитского полумесяца», который будет включать в себя Сирию и Ирак. А противники Тегерана — Саудовская Аравия и Израиль — ставят своей задачей лишить Тегеран «ливанского козыря».
Если верить заявлениям Саада Харири, поступающим из Эр-Рияда, он видит в саудовском руководстве — прежде всего в неформальном руководителе страны, наследном принце Мухаммеде бен Сальмане аль-Сауде — свою защиту и опору перед лицом проиранских сил в Ливане. «Я считаю его своим братом, а он считает братом меня. У нас прекрасные, особые отношения»,— рассказал о своих связях с саудовским кронпринцем господин Харири.
Рука Эр-Рияда против руки Тегерана
Учитывая, что объяснения ситуации, которые дают саудовские официальные лица и сам Саад Харири, категорически не устраивают ливанское руководство, ситуация в Бейруте продолжает накаляться. На улицах появились плакаты: «Мы с тобой, Саад!» и «Ливан ждет тебя!». А президент страны Мишель Аун напомнил: премьер Харири остается главой правительства, его отставка не принята и его дальнейшее нахождение в Саудовской Аравии неприемлемо. Глава государства призвал Эр-Рияд не чинить препятствия для немедленного возвращения Саада Харири на родину.
В свою очередь, лидер «Хезболлы» Хасан Насралла назвал кризис вокруг Саада Харири спровоцированным Саудовской Аравией, обвинив ее в «беспрецедентном вмешательстве в дела Ливана». По версии лидера «Хезболлы», саудовская сторона пытается раскачать ситуацию в Ливане, отодвинуть в сторону политические силы, не контролируемые Эр-Риядом, и обвинить в дестабилизации Иран.
Профессор Американского университета в Бейруте Джан Чаабан убежден, что власти Саудовской Аравии таким образом посылают «Хезболле» и ее покровителям сигнал: «Если вы хотите, чтобы в Ливане была стабильность, уйдите из Йемена».
Критикуя «Хезболлу» в своем интервью из Эр-Рияда, Саад Харири действительно особо выделил ее вмешательство в вооруженный конфликт в Йемене на стороне шиитских повстанцев хуситов, которых также поддерживает Иран. Им противостоит поддерживающая президента Йемена Абд-Раббу Мансура Хади коалиция суннитских государств, возглавляемая Саудовской Аравией. Как раз в день объявления Саада Харири об отставке повстанцы-хуситы запустили в направлении Эр-Рияда баллистическую ракету. Снаряд перехватили силы ПВО Саудовской Аравии, обломки упали в районе столичного аэропорта и жертв удалось избежать. Инициатором же военного вмешательства в йеменский конфликт считается наследный принц Мухаммед бен Сальман.
При этом лидер «Хезболлы» Хасан Насралла не исключает перспективы военного вмешательства в ситуацию в Ливане и со стороны Израиля. По его версии, Саудовская Аравия тайно обсуждает с Израилем возможность проведения еврейским государством силовой операции в Ливане.
Летом 2006 года Израиль уже проводил на территории Ливана 34-дневную операцию против военных формирований «Хезболлы», известную как «вторая ливанская война». Спустя 11 лет израильское руководство выражает все большую обеспокоенность успехами «Хезболлы» и Ирана в Сирии.
Большая угроза маленького Ливана
Угроза новой войны на Ближнем Востоке привела к резкой активизации международной дипломатии, пытающейся исключить силовой сценарий. «Этот вопрос нас очень беспокоит. Мы хотим, чтобы в Ливане сохранялся мир. Крайне важно, чтобы в регионе не возник новый конфликт, это приведет к разрушительным последствиям»,— заявил генсек ООН Антониу Гутерриш.
Наибольшую активность в попытке предотвратить конфликт проявляет Франция, управлявшая Ливаном до обретения им независимости и продолжающая оказывать немалое влияние на ситуацию в стране. Посетивший Бейрут в конце прошлой недели президент Эмманюэль Макрон во вторник принял в Париже главу МИД Ливана Джебрана Басиля. А уже в четверг для обсуждения ливанской проблемы в Эр-Рияд отправится глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. С жесткими заявлениями, выражающими недоумение и озабоченность ситуацией вокруг Саада Харири, уже выступили главы МИД Великобритании, Германии и ряда других европейских государств.
Однако ведомая молодым энергичным кронпринцем Саудовская Аравия, проводящая радикальные внутренние реформы (см. “Ъ” от 9 ноября 2017 года), не намерена отступать и на внешней арене. Задача Эр-Рияда — расширить антииранскую коалицию за счет включения в нее помимо Израиля Лиги арабских государств. В связи с этим по инициативе саудовской стороны в ближайшее воскресенье, 19 ноября, пройдет экстренное заседание ЛАГ, в повестку дня которого внесен вопрос о «путях противодействия иранскому вмешательству в дела арабских государств».