Деньги ФНБ не нашли путей к дорогам

ОАО РЖД и ГК «Автодор» не могут получить финансирование инфраструктурных проектов

Белый дом, выделивший средства ФНБ на крупные инфраструктурные проекты, перекрыл возможность ими воспользоваться. Как стало известно “Ъ”, принятые в августе правила их использования не позволяют ОАО РЖД получить 50 млрд руб. на БАМ и Транссиб, поскольку для этого нужно нарушить закон, запрещающий владеть акциями ОАО РЖД кому-то, кроме государства. Также есть проблемы у ГК «Автодор», которая, будучи концедентом по проекту ЦКАД и прямо не заказывая работы, в принципе не может расходовать средства ФНБ целевым образом. Но даже если бы не было этих препятствий, компаниям нужно было бы потратить деньги ФНБ за пять дней, что технически затруднительно. Ведомства приняли возражения и анализируют возможность изменения этих правил.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

После изменения правил предоставления средств из ФНБ компании, которым они были выделены, лишились возможности их получить и расплатиться с контрагентами по уже идущим стройкам. Это следует из писем ГК «Автодор», на средства ФНБ финансирующей проект Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), и ОАО РЖД, получающего средства ФНБ на расширение БАМа и Транссиба. И тогдашний и. о. предправления «Автодора» Александр Целковнев, и президент ОАО РЖД Олег Белозеров жалуются на постановление правительства №1008 от 25 августа, вводящее новый порядок мониторинга и контроля реализации инфраструктурных проектов, в которые инвестируются средства ФНБ или пенсионных накоплений, и целевого их использования. Письмо господина Белозерова было адресовано вице-премьеру Аркадию Дворковичу, господина Целковнева — заместителю главы Минэкономики Азеру Талыбову (“Ъ” письма видел).

В ОАО РЖД и ГК «Автодор» ситуацию не комментируют, хотя источники в компаниях говорят, что с конца сентября, когда письма были отправлены, проблемы так и не были устранены.

«Сейчас по постановлению №1008 ОАО РЖД не может получить ни одной копейки ФНБ и не сможет получить никогда»,— говорит один из собеседников “Ъ” в отрасли. «Самая большая проблема — это соблюдение договоренностей, которые были достигнуты,— говорит другой источник.— Договаривались, что строим БАМ, выделили деньги и не дают их взять. Как к этому относиться?»

ОАО РЖД получает средства ФНБ на развитие БАМа и Транссиба, на 2017 год запланировано выделение 100 млрд руб., на 2018-й — 50 млрд руб. Изначально финансовая модель проекта предполагала выделение этих средств путем внесения их в уставный капитал ОАО РЖД в обмен на привилегированные акции с возвратом их из дивидендного потока по 2054 год включительно. Но до того как выделенный в декабре 2016 года транш средств ФНБ в размере 50 млрд руб. поступил, вышло постановление №1008, по которому, если средства ФНБ инвестируются в акции компании, она должна заключить соглашение с Минфином об обратном выкупе, чтобы обеспечить возвратность средств. А по ФЗ об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта все акции ОАО РЖД ограничены в обороте и могут принадлежать только РФ. Таким образом, не изменив закон, выполнить требование невозможно.

У ГК «Автодор» ситуация другая. Возвратность средств ФНБ (до 150 млрд руб.), вложенных в ЦКАД, обеспечивается за счет того, что на эти средства банки покупают облигации ГК «Автодор» и ГК инвестирует эти деньги в качестве платы концедента, а впоследствии рассчитывается по облигациями либо за счет дохода от платы за проезд, либо, если его недостаточно, за счет госсубсидий. Постановление №1008 признает целевым расходованием средств ФНБ только использование их для оплаты сырья, материалов, оборудования, комплектующих, работ и услуг. Но «Автодор» — концедент и финансирует стройку, выплачивая деньги концессионеру, который и является заказчиком работ.

И ГК «Автодор», и ОАО РЖД равно возмущаются требованием направить привлеченные деньги ФНБ на финансирование проекта в пятидневный срок. «Такое ощущение, что Минфин всеми силами старается не дать денег»,— сокрушается один из собеседников “Ъ”. «Минэкономики провело несколько рабочих встреч с участием представителей госкомпании, однако результатов они не принесли,— рассказывает источник в “Автодоре”.— На основании обращения ГК Минтранс направил письмо Аркадию Дворковичу с просьбой провести согласительное совещание».

При этом ведомства, судя по всему, готовы к корректировке правил, установленных постановлением №1008. В аппарате Аркадия Дворковича “Ъ” сообщили, что вопрос прорабатывается в Минэкономики. В министерстве же говорят, что оно в настоящий момент рассматривает поступившие обращения инициаторов проектов по вопросу вступления в силу постановления №1008. Результаты этой работы еще не подведены. «Указанное постановление и предусмотренные им изменения в другие акты правительства базировались на замечаниях контролирующих органов применительно к процессу реализации соответствующих проектов»,— объясняют в министерстве. В Минфине на запрос “Ъ” так и не ответили.

Наталья Скорлыгина, Иван Буранов

Вся лента