С ростом что-то не срослось
Увеличение ВВП в 2017 году не вышло ни темпом, ни качеством
Восстановительный рост экономики РФ в первом полугодии 2017 года не является устойчивым, так как поддерживался добывающими отраслями и государственным заказом в строительстве, считают экономисты Центра развития Высшей школы экономики. После ухудшения Росстатом оценки динамики строительства в первой половине 2017 года по итогам года рост ВВП может составить лишь 1,6%, считают аналитики. Чтобы темпы роста соответствовали ожидаемым в Минэкономики 2,1%, в четвертом квартале ВВП должен вырасти на 2,9%, что на фоне замедления динамики выпуска промышленности и госинвестиций выглядит маловероятным.
Подробный анализ структуры и источников роста ВВП в первом полугодии 2017 года, представленный в докладе Центра развития ВШЭ «О чем говорит ВВП: хроника структурных изменений», свидетельствует, что со стороны производства основным драйвером роста добавленной стоимости во втором квартале были добывающие отрасли — 4,6% прироста год к году против 1,2% в добыче. В результате вес промышленности в ВВП благодаря росту цен в добыче за год вырос с 24,4% до 24,7%.
В строительстве рост добавленной стоимости на 2,8% во втором квартале был зафиксирован впервые с 2013 года. Он поддерживался госконтрактами (крупнейшие из которых связаны с дорожным строительством) и опирался на данные об увеличении объема строительных работ на 3,2% во втором квартале. Впрочем, после снижения Росстатом квартальных темпов спада строительства в 2016 году динамика строительных работ во втором квартале 2017 года изменилась с плюс 3,2% до минус 2,6% (см. график). Так как на строительство приходится почти 5% валовой добавленной стоимости в экономике и во втором квартале снижение ее объемов продолжилось, пересмотр данных Росстата о ВВП за первое полугодие покажет явно меньше, чем текущие 1,5%.
Учитывая, что на строительство приходится около половины капвложений в экономике РФ, заметно снизится и прежняя рекордная оценка роста инвестиций во втором квартале. Этот рекорд, по данным Центра развития, был обеспечен 67-процентным номинальным ростом запасов (главным образом в том же строительстве), обеспеченным «в основном благодаря “счетной” (методологической) корректировке», и 34-процентным ростом капвложений малого бизнеса, который объясняется изменением критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу с 1 августа 2016 года. «Без учета фактора запасов рост внутреннего спроса выглядит почти на треть скромнее (3,9% год к году вместо 6%)»,— отмечают аналитики центра.
13 ноября Росстат опубликовал первую оценку роста ВВП в третьем квартале — 1,8% против 2,5% во втором квартале года (данные не учитывают пересмотренной динамики строительства). Аналитики Райффайзенбанка считают, что такому замедлению послужило сокращение роста госинвестиций: если в первом полугодии номинальный рост госкапвложений составил 8,2%, то за июль—август он сократился до 2,6%. В Sberbank CIB, в свою очередь, указывают на ухудшение динамики промышленности, транспорта и оптовой торговли.
Текущие оценки Росстата предполагают, что в январе—сентябре экономика выросла на 1,6%. В Минэкономики оценивали увеличение ВВП в третьем квартале в 2,2% и ожидают 2,1-процентного роста по итогам года. Чтобы этот прогноз реализовался, в четвертом квартале ВВП должен увеличиться на 2,9%, что маловероятно. С учетом вероятного пересмотра данных о строительстве в Sberbank CIB оценивают рост ВВП по итогам года в 1,6%, а в Райффайзенбанке — в 1,8%.