«Это как с женой: волей-неволей ты вынужден любить»

Прямая речь: а вас как учили Родину любить?

15 ноября в Госдуму представителями «Справедливой России» был внесен законопроект о патриотическом воспитании граждан РФ. Он предусматривает установление единообразия подходов по патриотическому воспитанию на всей территории страны. В документе также дается определение понятиям «патриотизм», «Отечество» и «патриотическое воспитание». “Ъ” поинтересовался у политиков, актеров и режиссеров, кто привил им любовь к Родине.

Фото: Алексей Абанин, Коммерсантъ

Владимир Якунин, бывший глава РЖД:

— На меня лично больше всего повлияли условия, в которых я жил: мне повезло, что я получил хорошее образование, мне повезло, что я много работал за границей, мне повезло, что мы в свое время встретились с группой русских, которые живут за рубежом, мне повезло, что я встретился с патриархом, мне повезло, что я встретился с руководителем Русской православной церкви за рубежом (ныне покойным)… Мне — везло.


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Иван Охлобыстин, актер и писатель:

— Это как с женой: волей-неволей ты вынужден любить. Любить Родину — это абстракция, потому что мы не очень понимаем, что есть Родина как таковая, что это — люди вокруг тебя, земля или еще что-то такое. Нет, это что-то надмирное, то, что объединяет все эти понятия вместе. Дух, русский мир как дух. Через принятие.


Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

— А меня не надо было учить Родину любить. У меня все мои предки до глубокого колена служили Родине, поэтому и учить не надо было.


Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета федерации:

— На примере родителей. Я видела, какое отношение к Родине было в семье, и мне кажется, это — самое главное.


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Леонид Ярмольник, актер, продюсер, теле- и радиоведущий:

— Я люблю ее с рождения, потому что она моя, какая бы она ни была. Родину начинают любить в семье, именно семейные отношения к тому, что происходит в стране, формируют человека, а школа, тем более институт,— только косвенно. Но специально научить любить Родину невозможно, это или дано человеку, или нет.


Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Владимир Булгаков, Герой Российской Федерации:

— Я встречался с фронтовиками, и во времена моего детства еще даже были живы участники Первой мировой войны и Гражданской войны. Было очень интересно послушать, когда они начинали говорить о том, что было, спорить между собой. А в дальнейшем я заканчивал Суворовское училище, и, естественно, мы знали чуть ли не все биографии героев Великой Отечественной войны, их подвиги, и это как-то все произносилось с гордостью. Везде были стенды, фотографии, особенно юных героев.


Фото: Павел Каравашкин, Коммерсантъ

Сергей Соловьев, режиссер:

— Никто меня не учил любить Родину, никак меня специально не воспитывали, это занятие пустое, бессмысленное. Это чувство — очень сильное чувство, оно воспитывается само по себе. Когда читаешь Толстого, когда едешь на автомобиле по каким-нибудь местам, много-много-много настоящих вещей, которые не имеют вид воспитательный, а имею вид человеческой жизни. При помощи кино ничего нельзя воспитать.


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Владимир Шаманов, председатель комитета Госдумы по обороне:

— Когда на 9 мая фронтовики, скромные люди, надевали свои ордена, мы, пацаны, взапой слушали их рассказы. Это одно. Второе — безусловно, это проводимая военно-патриотическая работа в рамках игры «Зарница», в рамках молодежных общественных организаций, прежде всего пионерии и комсомола. Все это создавало особую атмосферу, которой молодой человек пропитывался. Ну и безусловно, в отличие от сегодняшних мы много читали произведений на тему героизма: Марат Казей, Зоя Космодемьянская, «Повесть о настоящем человеке» про Маресьева, повести Бориса Полевого и многие другие.


Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Игорь Угольников, актер, продюсер:

— Мой дед, который прошел всю войну, и второй дед, который погиб в народном ополчении в конце 1941 года под Москвой, это и есть мои учителя, и они сформировали мое мировоззрение патриотическое. Искусственно ничего нельзя сделать, очень трудно привить в школе то, чего нет в семье. Здесь должна быть и школа, и семья.


Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Вячеслав Бочаров, Герой Российской Федерации, первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ:

— Любовь к Родине начинается с ее познания. В первую очередь это люди, культура, это те достижения, которые были сделаны до тебя, которые делаются сейчас и так далее. Кого мы знаем из российских лауреатов Нобелевской премии, кто был первым? А ведь их у нас 27. Кого мы знаем из великих современников-художников? Знаем ли мы произведения Евтушенко? Мы не знаем элементарных вещей о своем государстве, и при этом говорим, что в какой-то момент возьмем ружье и вступим в дивизию ополчения и пойдем куда-то.


Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

Евгений Черняев, Герой Российской Федерации:

— У меня мать ушла добровольцем на войну, высвечивала самолеты над Москвой, отец был на Тихоокеанском флоте. Они прошли войну, у них ордена есть. Меня не воспитывали, не говорили что делать так и так, ничего такого не было, но какие-то фразы, которые, казалось бы, маленький человек не должен понимать, я понял, они застряли в голове. И сейчас, когда кто-то знакомится с моими взрослыми детьми, меня спрашивают — как ты их воспитывал? Не знаю как: я их не воспитывал. Они просто твоим примером воспитываются. А прийти и научить этому невозможно.


Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Александр Башкин, член комитета Совета федерации по конституционному законодательству и госстроительству:

— А как вас учили маму любить? Это присуще любому человеку от рождения. Родина это примерно то же, что родители, поэтому учить любить не нужно. Другой вопрос — как правильно ее любить, созидательно, чтобы польза была и Родине и себе.

Группа «Прямая речь»

Вся лента