Сербия поворачивается к НАТО
Белград стремится избежать подозрений в «российском крене»
Президент Сербии Александр Вучич встретился вчера в Брюсселе с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. А в окрестностях Белграда начались американо-сербские военные учения. Близкие к властям Сербии источники “Ъ” поясняют: Белград тем самым пытается нейтрализовать подозрения в крене его политики в сторону Москвы, о котором эксперты заговорили в последнее время. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
По информации западных дипломатических источников “Ъ”, основными темами вчерашних переговоров Александра Вучича и Йенса Столтенберга были «взаимодействие Сербии и НАТО, ситуация в регионе и отношения Белграда и Москвы». Хотя руководство Сербии официально провозгласило политику военного нейтралитета и уверяет, что страна не намерена вступать в НАТО, ее отношения с альянсом достигли достаточно высокого уровня. Белград не только предоставил военным НАТО дипломатический статус на своей территории и право практически свободного перемещения, но и регулярно проводит с натовцами военные учения. Эксперты подсчитали, что за последние шесть лет Сербия участвовала в 50 учениях с военнослужащими натовских стран — в пять раз больше, чем с российскими военными. А Йенс Столтенберг вчера рассказал, что «партнерство альянса с Сербией включает в себя более 100 мероприятий в год».
Примечательно, что и нынешний визит президента Сербии в Брюссель совпал с учениями сербских и американских десантников — они начались в среду в окрестностях Белграда на аэродроме Батайница. Учения под кодовым названием Double Eagle, в которых с двух сторон задействованы по сотне спецназовцев, продлятся до конца недели.
Сербские эксперты обращают внимание на то, что учения проходят вскоре после визита в Белград министра обороны РФ Сергея Шойгу. Поездка была приурочена к отмечаемому ежегодно 20 октября Дню освобождения сербской столицы от немецко-фашистских захватчиков и их союзников. Ключевым пунктом того визита была передача в дар сербским ВВС шести истребителей МиГ-29, которые являются частью крупного пакета российской военной помощи Сербии (в него также входят 30 танков Т-72 и столько же бронеавтомобилей БРДМ-2).
Хотя переданные Белграду российские самолеты не новые, их поставку на Западе расценили как свидетельство наращивания военного сотрудничества между Сербией и РФ, которое сопровождается расширением и их политического взаимодействия. Недавно Александр Вучич получил приглашение от своего российского коллеги Владимира Путина посетить в середине декабря с визитом Москву. А в январе в Белграде ожидают главу российского МИДа Сергея Лаврова.
Сербские эксперты говорят о том, что активизировавшееся в последнее время сотрудничество Белграда с Москвой не осталось незамеченным в НАТО. И именно с этим собеседники “Ъ” связывают ответные контакты по военной линии между странами альянса и Сербией. Североатлантический альянс действительно усиливает внимание к балканским странам. После вступления в НАТО Черногории резко активизировался процесс интеграции в альянс Македонии. В Боснии в эти дни находится делегация военного комитета НАТО во главе с его председателем генералом Петром Павелом. После переговоров с ним боснийский министр обороны Марина Пендеш дала понять, что уже в декабре ее страна получит план действий по членству в НАТО и тем самым будет запущен процесс интеграции в альянс. А премьер Косово Рамуш Харадинай выразил во вторник уверенность, что республика вступит в НАТО в 2020 году.
Белград от планов вступления в НАТО до сих пор открещивался — на днях это вновь подтвердил глава сербского МИДа Ивица Дачич. При этом, как уверяют близкие к властям Сербии источники “Ъ”, Белград намерен и впредь сохранять баланс между Россией и Западом и потому попытается нейтрализовать утверждения о наметившемся в последнее время крене в его политике в сторону Москвы. Встреча сербского президента с генсеком НАТО и учения с американским спецназом для этих целей подходят идеально.
В свою очередь, Йенс Столтенберг вчера дал понять, что такая политика Брюссель вполне устраивает. «Совершенно очевидно, что мы уважаем решение, которое приняла Сербия — о том, чтобы остаться нейтральным государством. НАТО убеждено, что каждая страна выбирает свой путь,— заявил генсек, отметив: — Нет никакого противоречия между статусом нейтралитета и тесным сотрудничеством, партнерством и хорошими связями с НАТО». Отвечая на уточняющие вопросы журналистов, он также добавил: Cербия принимает самостоятельные решения по вопросу о том, как выстраивать свои отношения с Россией.