«К участию в Олимпиаде это не имеет прямого отношения»

Член наблюдательного совета РУСАДА Сергей Хрычиков — о решении WADA

Всемирное антидопинговое агентство отказалось восстановить в правах РУСАДА: решение было принято сегодня утром на заседании совета WADA в Сеуле. Организация требовала от России выполнить два основных требования: полностью признать выводы Макларена о государственной системе допинга и предоставить пробы из московской лаборатории. Россия признала лишь отдельные нарушения антидопинговых правил и пообещала передать допинг-пробы после завершения следствия внутри страны. Ранее специалисты отмечали, что отказ восстановить в правах РУСАДА может поставить под угрозу участие россиян в Олимпиаде 2018 года. Решение WADA ведущей «Коммерсантъ FM» Наталье Ждановой прокомментировал член наблюдательного совета РУСАДА Сергей Хрычиков, присутствовавший на заседании в Сеуле.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

— Как принималось это решение, какие аргументы звучали на этом заседании?

— Решение принималось довольно стандартно. Была выслушана презентация министра спорта Колобкова и президента ОКР Жукова: они высказали аргументы российской стороны о том, что РУСАДА за два года проделало большую работу по реорганизации и реструктуризации. В данный момент все технические компоненты дорожной карты, согласованной с WADA, выполнены, и оставшиеся два пункта носят более политический характер и находятся за пределами компетенции РУСАДА, поэтому руководители просили не учитывать их при принятии решения. После этого была презентация комитета по соответствию, который оценил выполнение дорожной карты, подтвердил, что технически и операционно РУСАДА действительно находится в хорошем состоянии и функционирует как нормальное антидопинговое агентство, но невыполнение двух первых пунктов дорожной карты не позволяет на данном этапе предоставить статус соответствия. После чего был небольшой обмен мнениями и принято решение поддержать рекомендацию комитета по соответствию. Дискуссия показала, что люди хотят смотреть немного в будущее и размышлять о том, как эту проблему решать в следующие месяцы, потому что вечно в этой ситуации неопределенности оставаться невозможно. Она не помогает ни российским спортсменам, ни России как государству, ни международному спорту — страдают все. Это отнимает время и ресурсы, поэтому в будущем, естественно, надо будет искать какой-то креативный подход для того, чтобы выйти из нее с выгодой для всех.

— Как российская сторона приняла это решение, готовы ли были к нему чиновники?

— Подозреваю, что решение это предсказуемое, и российская сторона ожидала, что предложение комитета по соответствию будет поддержано. Вчера была рекомендация исполнительного комитета WADA на эту тему, поэтому я не думаю, что у российских представителей были серьезные ожидания того, что этого не произойдет. Интересно было бы, если бы были дополнительные предложения или рекомендации по поводу участия в Олимпийских играх, но, поскольку этого не произошло, все дальше остается на рассмотрение МОК.

— Что будет дальше? Есть положение о признании существования государственной системы допинга, Россия вряд ли на это пойдет, что это означает для РУСАДА?

— РУСАДА остается ограничено в своих правах: некоторые функции на международной арене не будут восстановлены. Практическое значение это имеет также для Паралимпийского комитета в России, потому как восстановление РУСАДА в статусе соответствия является одним из критериев для восстановления Паралимпийского комитета для участия в Олимпийских играх. То же самое для Федерации легкой атлетики, ее восстановления в правах Международной федерации, поэтому здесь возможны проблемы. Надо пытаться дальше искать варианты, находить компромиссы. Я думаю, компромисс возможен. Очень многое будет зависеть от того, насколько будет продвигаться сотрудничество в анализе проб, предложение о котором поступило в WADA. Было объявлено, что Следственный комитет России готов сотрудничать с соответствующими отделами WADA по анализу проб из московской лаборатории. Если это сотрудничество будет продвигаться хорошо, плодотворно и конструктивно, и все будут довольны, то возможностей для компромисса будет существенно больше.

— Что касается допуска российских спортсменов на Олимпиаду — что означает решение WADA, может ли оно стать препятствием для участия российских спортсменов в Олимпийских играх в Южной Корее?

— Теоретически прямой связи между двумя решениями нет, потому как WADA занимается исключительно национальными антидопинговыми агентствами и соответствием их работы, к участию в Олимпиаде это не имеет прямого отношения. Вспомним Игры в Рио: перед ними исполнительный комитет WADA принимал решение с рекомендацией о недопуске к Олимпиаде, сейчас ситуация совершенно другая, такой рекомендации нет, и это положительный момент для российской стороны. Но, с другой стороны, нет вообще никакой рекомендации от WADA по поводу участия в Играх, поэтому мяч теперь полностью на поле Международного олимпийского комитета. МОК будет принимать решение как на основе того, что РУСАДА остается несоответствующим, так и тех данных, которые были представлены в докладе комитета по соответствию, а также результатам работы двух комиссий МОК — комиссии Освальда и комиссии Шмидта — которые представят результаты где-то к началу декабря.

Вся лента