Авиарынок оплатит будущие банкротства
В отрасли могут ввести «страховку памяти "ВИМ-Авиа"»
Правительство все же намерено создать спецфонд, за счет средств которого можно будет оказывать помощь пассажирам авиакомпаний, остановивших полеты. За последние годы серьезные проблемы такого рода возникали дважды — после ухода с рынка «Трансаэро» в 2015 году и «ВИМ-Авиа» в 2017-м. Сейчас поручено рассмотреть два варианта финансирования экстренных мер — страховые отчисления участников рынка или транссибирские роялти, которые сейчас достаются в основном «Аэрофлоту».
Минтранс совместно с Минфином и «Аэрофлотом» до 22 ноября разработают предложения об экстренной помощи пассажирам авиакомпаний, прекративших свою деятельность. Соответствующее поручение Дмитрий Медведев дал по итогам совещания 8 ноября (см. также “Ъ” от 9 ноября). В частности, для компенсации расходов при оказании помощи пассажиров предлагается создать страховой фонд (см. “Ъ” от 5 октября) или использовать для этого роялти, которые получает «Аэрофлот» за пролеты иностранных перевозчиков по транссибирским маршрутам.
По словам министра транспорта Максима Соколова, объем фонда «должен быть в пределах 2 млрд рублей, этого будет вполне достаточно, а формироваться он может постепенно». Кроме того, Минтрансу и профильным ведомствам поручено разработать методику оценки финансово-экономического состояния авиакомпаний для предотвращения рисков и угроз остановки операционной деятельности авиаперевозчиков.
Для отнесенных к группе риска авиаперевозчиков будут вводиться «гибкие» обеспечительные меры, не предусматривающие приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта.
В качестве таких санкций Минтранс предлагал ограничение числа чартеров (см. “Ъ” от 8 ноября), а также более радикальные меры — лишения права продажи билетов, а в отдельных случаях — и сертификата эксплуатанта авиакомпании.
Задуматься о мерах предотвращения остановки деятельности авиакомпаний чиновников заставила ситуация с «ВИМ-Авиа». В сентябре эта авиакомпания столкнулась с нехваткой средств на продолжение деятельности, после чего президент России Владимир Путин резко раскритиковал главу Минтранса Максима Соколова и курирующего авиаотрасль вице-премьера Аркадия Дворковича. Основное недовольство вызвало то, что, по признанию самого министра, «ВИМ-Авиа» соответствовала всем официально утвержденным требованиям к авиаперевозчикам. «Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними? — возмущался президент Путин.— Критериям соответствует, а работать не может!»
Какой контроль грозит авиарынку
Государство предпримет очередную попытку создать на авиарынке систему контроля, которая предотвращала бы ситуации с невывозом пассажиров из-за финансовых проблем перевозчиков. Курирующий авиаотрасль вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал, что такой законопроект будет внесен в правительство уже «в ближайшие недели». Впрочем, до сих пор попытки чиновников усилить контроль ни к чему не приводили: с 2009 года такой механизм уже отражен в нормативных актах, но он не смог предотвратить ни падение «Трансаэро», ни коллапс «ВИМ-Авиа».