Диспетчер оказывается быстрее ЦУП
Эксперты анализируют неполадки новой системы
Новая система управления полетами над Москвой снова вызвала нарекания: на этот раз с жалобой в Росавиацию обратилась авиакомпания «Победа», сообщает «РИА Новости». Перевозчик утверждает, что теперь самолеты проводят в зоне ожидания Внуково в два раза больше времени, чем раньше. Количество эпизодов так называемого векторения, когда пилоту указывают конкретный курс, выросло с 8 до 19 в месяц. Почему возникли неполадки?
Новая автоматизированная система управления начала работать в московском небе 10 октября. Глава агентства «Инфомост» Борис Рыбак отметил, что причина в неверных алгоритмах, и они очень дорого обходятся российским авиакомпаниям: «Между расчетными параметрами и действительными существует разница в любой технической системе — вопрос в том, насколько эта разница велика. Возможно, это просто временное явление, связанное с тем, что необходимо отработать эту систему, вычистить все недочеты и так далее. Возможно, это связано с какими-то системными ошибками в проектировании этой системы. Что касается экономики — у нас средняя продолжительность рейса равна трем с небольшим часам, и, если вы 20–40 минут ждете в зоне аэропорта, то авиакомпания несет существенные дополнительные затраты. И не стоит забывать, что это существенная дополнительная нагрузка на экологию московского региона».
Ранее с претензиями в Росавиацию обратился «Аэрофлот»: компания сообщала, что за две недели число задержанных рейсов перевозчика на подлете к Шереметьево выросло в два с половиной раза. В госкорпорации по организации воздушного движения тогда заявили, что причина — в инфраструктурных ограничениях аэропорта и непунктуальности самого «Аэрофлота». Проблемы «Победы» во Внуково там, в свою очередь, объяснили общей загруженностью воздушного пространства и ограничениями из-за полетов госавиации.
Бывший авиадиспетчер Виталий Андреев считает, что пока автоматизированная система просто не способна принимать такие же быстрые решения, как специалисты: «Диспетчер, который управляет, может рассчитать, в какую минуту и где будет находиться воздушное. Представьте себе пересекающийся курс, в воздухе нет светофоров, представьте себе воздушные суда на пересекающихся курсах. Диспетчера — умницы, поэтому они быстрее соображают, но машина думает медленнее, отсюда все задержки. А в этом куполе у нас крутятся до 1,5 сотен бортов, в час пик и до 50 доходит».
Стоимость нового центра управления полетами в московском авиаузле составила 3,5 млрд руб. Предполагалось, что этот ЦУП с автоматизированной системой позволит увеличить пропускную способность московского авиаузла более чем в 1,5 раза.