Xiaomi взяла бронзу
Китайская компания увеличила поставки смартфонов в Россию
Xiaomi, еще год назад занимавшая менее 1% российского рынка смартфонов, поднялась на третье место по отгрузкам в страну. По данным IDC, ее рыночная доля превысила 11%, что позволило ей обогнать Huawei. Часть этого прироста могли обеспечить неофициальные поставки устройств, в том числе через AliExpress, уверены дистрибуторы.
По данным отчета IDC, с которым ознакомился “Ъ”, в третьем квартале на первом месте по поставкам смартфонов в РФ остался Samsung с показателем 23,9%, на втором — Apple с долей 18,1%, а на третье вышла Xiaomi с долей 11,1%. Четвертое и пятое место заняли Huawei (включая бренд Honor) и Fly с долями 8,1% и 4,3% соответственно. На остальные бренды пришлось 34,5%.
В «М.Видео» подтвердили, что Xiaomi вышла на третье место на российском рынке смартфонов в натуральном выражении в сентябре 2017 года, уступив только традиционным лидерам Samsung и Apple. Доля Xiaomi в продажах «М.Видео» за год выросла втрое, уточнила представитель сети. С начала года Xiaomi выпустила около 17 новых моделей, каждая из которых имеет свои особенности, что позволяет вендору быстро наращивать продажи, получая новую аудиторию, считают в «М.Видео».
120 миллионов
смартфонов зарегистрировано в сетях российских операторов (данные oneFactor)
По данным «Связного», Xiaomi в третьем квартале вошла в пятерку самых популярных брендов смартфонов в штуках, заняв долю около 5%. В рублях бренд занимает четвертое место в России после Apple, Samsung и Huawei/Honor с аналогичной долей. Годом ранее в третьем квартале бренд занимал менее 1% и в натуральном, и в денежном выражении, напомнили в компании. По оценкам «МегаФон Ритейла», доля смартфонов Xiaomi в продажах на рынке составляет 7–8%. «Спрос на эти аппараты стабильно растет»,— констатирует гендиректор «МегаФон Ритейла» Кирилл Шибанов.
Xiaomi планировала войти в топ-5 производителей смартфонов по выручке в России. По информации компании, у нее более 40 точек продаж в стране. Но доля рынка бренда в России формируется в том числе и серыми поставками, уверены участники рынка. Собеседник “Ъ” в одном из дистрибуторов пояснил, что текущая доля поставок Xiaomi в Россию оценивалась с учетом серого импорта, поскольку в данных из китайской экспортной базы отображаются все отгрузки, включая серые. По его информации, официальные поставки Xiaomi составили около 5%. Другой источник в ритейле отметил, что до официального выхода в Россию значительная доля устройств Xiaomi попадала на российский рынок через AliExpress, поэтому доля серого ввоза изначально была велика, хотя компания пытается изменить ситуацию. Если Xiaomi будет проявлять больше внимания российскому рынку, то в 2018 году рост ее доли продолжится, но пока в официальном канале поставок Китая существуют ограничения, говорит директор департамента «Мобильные устройства связи» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков.
В последний год увеличиваются продажи многих китайских марок смартфонов, а аудитория готова к новым брендам, считает Кирилл Шибанов. Китайские производители за девять месяцев 2017 года заняли 34% рынка смартфонов в штуках и 25% в рублях против 35% и 23% соответственно годом ранее, оценивает «Связной». Продажи смартфонов китайских брендов за год выросли на 6% в натуральном выражении (до 7 млн проданных устройств) и на 24% в рублях (почти до 65 млрд руб.). По данным «М.Видео», весь рынок смартфонов РФ по итогам девяти месяцев достиг 259 млрд руб. и более 20 млн штук.
Внутри группы китайских вендоров происходят существенные изменения, серьезно сдали позиции Alcatel (TCL) и Lenovo, входившие в топ-5 в 2016-м, отмечает Павел Вьюков. В следующем году в Россию официально приходят Oppo и Vivo (четвертое и пятое место по доле рынка смартфонов в мире соответственно), поэтому расстановка сил наверняка будет меняться, предполагает он.
Юлия Тишина