Транспорт поднимут на новый уровень
В Краснодаре может появиться система «канатного метро»
Краснодарские власти рассматривают идею строительства в городе системы «канатного метро» с возможностью ее объединения с существующими видами общественного транспорта. По мнению инициаторов проекта, канатный транспорт не требует крупных денежных вливаний, сложной сопутствующей инфраструктуры и больших наземных площадей, он надежен, безопасен и экологичен. В городской администрации отметили, что для реализации идеи все равно понадобится выделить земельные участки, которых в муниципалитете практически нет. Эксперты считают проект утопичным.
Комитет «Экономика города», входящий в Совет по вопросам стратегического развития и приоритетным проектам при главе Краснодара, предложил построить в городе систему «канатного метро», работа над проектом уже запущена. По словам мэра краевой столицы Евгения Первышова, при его реализации важна интеграция новой системы с существующими видами общественного транспорта.
Руководитель комитета «Экономика города» Евгений Горобец рассказал, что в настоящий момент идет разработка предварительного технико-экономического обоснования проекта сети канатных дорог в Краснодаре. Для этого привлечены различные специалисты, главной задачей которых является анализ эффективности этого вида транспорта, условий и особенностей его внедрения. «В частности, в рамках работы будет проведен анализ текущей транспортной ситуации в краевом центре, в том числе — прогноз изменений. Будет также разработана предварительная концепция системы „канатного метро“, определены пилотные маршруты и возможные остановочные пункты в привязке к остановкам других видов общественного транспорта»,— сообщил господин Горобец, добавив, что при существующих технологиях «канатное метро» способно перевозить от 4 до 7 тыс. пассажиров в час. «Его основные преимущества — строительство такой трассы в несколько раз дешевле создания автомобильной или железной дороги. Занимает минимум наземных площадей — в среднем 0,1 га на 1 км дороги, не требует строительства большого количества сопутствующей инфраструктуры. Это экологически чистый и надежный вид транспорта»,— отметил инициатор проекта.
При этом мэр Краснодара Евгений Первышов отметил, что один из главных вопросов, который предстоит решить для реализации проекта,— это выделение земли для прохождения линий «канатки». С учетом того, что свободной муниципальной земли в Краснодаре практически нет, важнейшим условием станет заинтересованность владельцев земельных участков в подобном проекте и их готовность принять участие в создании метро.
По мнению исполнительного директора транспортной компании Traft Артура Мурадяна, канатный транспорт в российских условиях чаще выполняет развлекательную функцию. «Значительные пассажирские потоки на себя канатное метро не заберет. Стоимость билетов на него, как правило, выше, чем на автобусы и трамваи, хотя и ниже, чем стоимость поездки на такси. При этом в случае включения данного проекта именно в систему общественного транспорта важно сразу понимать, что любые технические неисправности, которые неизбежно будут возникать в процессе эксплуатации, необходимо будет устранять молниеносно — так, как это сейчас делается при авариях в метро или на трамвайных путях: в противном случае лояльный костяк пассажиров вокруг нового вида транспорта просто не сформировать»,— говорит господин Мурадян, отмечая, что в идеале необходимо строить запасные линии для переключения на них фуникулеров вокруг аварийного участка, а такие «дублирующие контуры» сразу увеличат стоимость любой проектной сметы на треть. «В этой связи программа финансовых вложений не до конца очевидна для потенциального инвестора — определенные затраты могут возникать уже в процессе проектирования. Напомню, что самая длинная канатная дорога в мире — к монастырю Татев в Армении — протяженностью 5,7 км обошлась в $18 млн. Инвестиции в краснодарский проект едва ли будут меньше. Срок реализации проекта в российских реалиях — порядка полутора лет»,— пояснил эксперт.
По мнению эксперта-аналитика «Финам» Алексея Калачева, о возможности создания полноценной системы канатного транспорта пока говорить сложно. «Для этой системы важны погодные риски: ветер, дождь, температурные перепады, обледенение. Есть сейсмическая, террористическая опасность, технологические риски. Боюсь, с учетом мероприятий по устранению рисков, техническому обслуживанию, созданию системы обеспечения безопасности пассажиров и способов эвакуации и спасения стоимость эксплуатации системы канатного метро может оказаться гораздо выше, чем кажется на первый взгляд»,— пояснил эксперт, уточнив, что на любом этапе могут возникнуть непреодолимые препятствия, а согласования займут очень много времени.