Завод поставили на крыло
В Казани возобновили выпуск Ту-160
Казанский авиационный завод возобновил производство легендарных бомбардировщиков Ту-160, известных под названием «Белый лебедь». Вчера предприятие впервые за последние десятилетия отправило на испытания новую машину. Ожидается, что в 2023 году авиазавод начнет их серийный выпуск. Эксперты считают, что заводу стабильный заказ обеспечен: сейчас оборонно-промышленный комплекс является одной из ключевых статей федерального бюджета.
Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») вчера торжественно выкатил из своего нового ангара, построенного по программе модернизации предприятия, новый бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. Об этом событии Владимиру Путину поспешил доложить вице-премьер, председатель коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Дмитрий Рогозин. Он сообщил, что машина передана на летные испытания (ожидается, что она поднимется в воздух в феврале), и назвал произошедшее «началом процесса возобновления производства стратегических бомбардировщиков» в стране. «Ну что ж, отлично»,— отреагировал на новость Владимир Путин.
Ту-160 — сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы, были разработаны в ОКБ Туполева в 1970–1980-е годы. Являются самыми тяжелыми боевыми самолетами в мире, у пилотов получили название «Белый лебедь». Американский новостной портал Business Insider в январе текущего года отнес Ту-160 к самым грозным российским вооружениям (в список вошли разные виды военной техники и оружия, начиная с зенитно-ракетных комплексов и заканчивая вертолетами). Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 способен нести 40 тыс. кг вооружения, причем самолет может быть оснащен разными видами вооружений, в том числе и с ядерной боевой частью.
Ту-160 не выпускались в стране последние десятилетия. Казанский завод лишь обслуживал и ремонтировал имеющиеся в авиапарке армии машины — сейчас на вооружении состоят 16 Ту-160 (данные Business Insider). Вчера на церемонии выкатки машины командующий дальней авиации ВКС России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш сообщил, что «в ближайшие годы» старый парк Ту-160 будет заменен модернизированными машинами — Ту-160М.
Переданный на испытание самолет был изготовлен из задела — ранее недостроенного судна, и на нем отрабатывалась технология сборки, новые технологические решения. Как сообщила пресс-служба, самолет оснащен новым радиоэлектронным бортовым оборудованием и авиадвигателями с «улучшенными характеристиками» — НК-32 второй серии, изготовленными на самарском заводе «Кузнецов». По сути это опытный образец, которому, по словам Сергея Кобылаша, предстоит сначала пройти наземные испытания, а летные — в Государственном летно-испытательном центре Минобороны. Ожидается, что машина и дальше будет совершенствоваться — на 2019 год запланирован вылет сделанных с нуля «глубокомодернизированных» Ту-160. Ранее сообщалось, что опытно-конструкторские работы по модернизированному бомбардировщику предполагается завершить в 2021 году. В итоге должна получиться новая версия машины — Ту-160М2 — с новой «начинкой», но со старым обликом планера. Предполагается, что по эффективности Ту-160М2 превзойдет предшественника в 2,5 раза. Серийное производство предполагается начать в 2023 году — ранее сообщалось, что ежегодно в Казани будет производиться по три таких машины.
Президент Татарстана Рустам Минниханов, участвовавший в церемонии, назвал событие «знаменательным». Он выразил надежду, что возрождаемое на казанском заводе производство бомбардировщиков даст республике «серьезные налоговые платежи» и «высокотехнологичные рабочие места». Он пообещал заводу «любое содействие».
С 1990-х годов Казанский авиационный завод, который сейчас отмечает 90-летие, фактически балансировал на грани банкротства, имея лишь единичные заказы на производство Ту-214 специального назначения от летного отряда «Россия» Управления делами президента РФ (самолет-ретранслятор, самолет — пункт управления, самолет — узел связи).
Теперь авиазавод имеет статус центра стратегической авиации» и в модернизацию его мощностей планируется вложить около 40 млрд руб. Как сообщил вчера президент Объединенной авиастроительной корпорации, в структуру которой входит авиазавод, Юрий Слюсарь, уже сейчас на заводе построена новая взлетная полоса, позволяющая испытывать все типы воздушных судов. Из открытых источников известно, что на модернизацию летно-испытательной базы в Казани закладывалось 36 млн руб., а на строительство и техническое оснащение новых цехов — более 893 млн руб. «Завод через 2,5 года, в середине 2020 года, будет представлять совершенно другой индустриальный ландшафт, завод будет делать самые сложные в технологическом смысле самолеты Ту-160 и будет готов перейти на производство самолетов перспективного авиационного комплекса дальней авиации после 2025-2027 года — это, собственно, и является целью этих перевооружений»,— приводит ТАСС слова господина Слюсаря.
Эксперты соглашаются, что возобновление производства Ту-160 дает новый шанс заводу. «Дальнейшее развитие производства будет зависеть от государственного оборонного заказа и от приоритетов развития ВВС России»,— говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов. «Думаю, срыва госзаказа на производство Ту-160 не будет, поскольку сегодня финансирование оборонно-промышленного комплекса является одной из ключевых статей расходов федерального бюджета»,— полагает он.