Здравствуй, сестра
MaxMara поддерживает женщин в искусстве
Реджо-Эмилия, расположенный между Моденой и Пармой, мало чем отличается от других небольших и уютных итальянских городов. Однако за внешним спокойствием скрывается бурная история восстаний и борьбы за независимость — именно здесь впервые был вывешен новый флаг объединенной Италии (о чем с удовольствием расскажут в музее Триколора). Только на такой славной земле и мог родиться Акилле Марамотти, основатель MaxMara,— дальновидный предприниматель, предугадавший наступление эры pret-a-porter, меценат и крупный инвестор-патриот. В конце прошлого века его прабабушка шила одежду для женщин в Реджо-Эмилии, а в 1951 году Акилле Марамотти открыл здесь первый магазин MaxMara. Логично, что на исторической родине основателя в здании бывшей фабрики разместилась и его феноменальная коллекция современного искусства, выдающая тонкий вкус вдумчивого ценителя. В фонд Collezione Maramotti вошли как современники-итальянцы (и их больше всего, например Лучо Фонтана, Яннис Кунеллис), так и зарубежные гранды (Герхард Рихтер, Жан-Мишель Баскья и другие). Для широкой публики галерею открыли после смерти коллекционера, в 2007 году. Сегодня уже дети Акилле управляют семейной империей (одной из самых успешных итальянских компаний в области моды) и продолжают дело отца.
Так, раз в два года MaxMara и галерея Whitechapel вручают премию MaxMara Art Prize for Women. Она появилась в 2005-м, это совместный проект итальянского дома моды и влиятельной британской галереи современного искусства. Соучредительницей стала Ивона Блазвик, мощная арт-фигура и борец за права женщин в искусстве, на посту директора лондонской Whitechapel Gallery она пребывает уже 15 лет. Цель MaxMara Art Prize — поддержать молодых британских художниц. Победительницы получают возможность жить полгода в арт-резиденции в Италии и провести свои первые персональные выставки в Whitechapel и в Реджо-Эмилии, по итогам которых отобранные работы попадут в коллекцию фонда Maramotti. Выставляться в таких местах не просто престижно, для дебютанта это означает встать со своими работами в один ряд с признанными мастерами. В стенах галереи Whitechapel в свое время проходили важнейшие для истории искусства выставки: "Герника" Пабло Пикассо, выставки Джексона Поллока и Марка Ротко, первая ретроспектива Дэвида Хокни.
Директор Collezione Maramotti Марина Даччи объясняет: "Жюри отбирает победителя, но потом начинается самый важный этап — во время пребывания в резиденции мы поддерживаем художника, чтобы дать ему возможность подготовить проект, который будет представлен в Италии. Иногда работы делались на этом подготовительном этапе, иногда нет". Так, например, обладательница нынешней премии Эмма Харт во время арт-резидентуры училась мастерству керамики в Фаэнце, потом у нее была сессия в Милане. "Очень интересно, что работа Эммы стала первой, сделанной непосредственно в Италии,— говорит Марина Даччи.— Она провела шесть месяцев с итальянской семьей и решила делать работу в Фаэнце, с местными мастерами и ассистентами, которые ей помогали. Я очень горжусь этим, так как ей удалось действительно установить прочную связь и срегионом, и с людьми, живущими здесь, и стать частью всего процесса. Это стало для нее не только профессиональным, но и личным, человеческим опытом".
Эмма создала серию керамических кувшинов, украшенных изнутри изображениями с фрейдистским смыслом (например, богиня Венера, запутавшаяся в лозе ревности). Свои работы, в которых сочетаются юмор и концептуальная сложность, она уже показала в Лондоне, и теперь их можно будет увидеть до 18 февраля 2018 года на выставке под названием "Mamma Mia!" в Реджо-Эмилии. Как люди могут сосуществовать в паре и взаимодействовать, не разрушая отношений? Как избежать психологических травм и отчуждения в семье? Такими вопросами задавалась художница, чьи интересы в арт-резиденции керамикой не ограничивались: во время своего пребывания в Италии Эмма Харт также изучила миланскую модель системной семейной психотерапии. Так что уровней интерпретации у этих работ действительно много.
Жюри премии тоже состоит из женщин: в этом году помимо председателя Ивоны Блазвик в него вошли галеристка Ванесса Карлос (галерея Carlos / Ishikawa), коллекционер Марсель Джозеф, художница Лора Прувост и критик Financial Times Рейчел Спенс. Коллективным решением был создан шорт-лист номинантов на получение следующей премии. В него вошли Элен Каммок, Селин Кондорелли, Элоиз Хаузер, Афина Пападопулос, Лиз Роудс и Менди Эль-Саеф. Победительницу мы узнаем в начале 2018 года.
Эмма Харт уверена, что специальный приз для женщин-художниц необходим индустрии. "На арт-рынке и в художественных институциях равенства по-прежнему нет",— сетует она. Ей вторит и Марина Даччи: "Женщины смотрят на мир с особой чувствительностью, отсюда способность сочетать искусство и жизнь. Мне кажется важным, чтобы голос женщин звучал так же громко, как и мужчин, на арт-рынке и в арт-институциях. В Италии, например, сейчас множество проектов, которыми руководят женщины. Мы не делаем это специально, так получается".