"Не ученик для школы, а школа для ученика"
Светлана Куличенко о мотивации, исследовательских навыках и новом подходе к изучению литературы
Выпускники международной образовательной школы "Интеграция XXI век" занимают призовые места на олимпиадах и поступают в престижные отечественные и зарубежные вузы. Кроме того, "Интеграция XXI век" — одно из немногих российских общеобразовательных учреждений, работающих по международному стандарту IB. Директор школы Светлана Куличенко — о том, как из счастливого ребенка вырастить счастливого взрослого.
— У современных родителей немало вопросов к школе в классическом ее понимании. И прежде всего, как правило, они не довольны методиками преподавания. Что инновационного предлагаете вы?
— Хорошая школа должна быть классической. В противном случае теряется связывающий поколения культурный шлейф. При этом школа не имеет права не отвечать на вызовы времени. С нашей точки зрения, образование становится все более гуманистическим, а значит, индивидуально направленным. Не ученик для школы, а школа для ученика.
— Как вы это обеспечиваете на практике?
— Сама структура школьных предметов и их разнообразие, а также возможность учиться в онлайн-режиме, если ребенок болеет или находится за границей. У нас введена система индивидуальных учебных планов. Поэтому нет никакой "средней температуры по больнице". Есть госстандарт, обязательная часть программы для всех российских учеников. Но не менее важна и вариативная составляющая, позволяющая каждому выбрать интересующий его предмет. Мы представили эту вариативную часть тремя блоками: предметным, художественным и спортивным. В каждый входит множество самых разных специальных курсов. К примеру, в спортивном блоке ученик может заниматься кроме обычной, положенной всем физкультуры еще и фигурным катанием, футболом, теннисом, баскетболом, волейболом, плаванием, борьбой, фехтованием. Школа обязана максимально обеспечить развитие индивидуальных интересов ребенка.
— Это, наверное, дает колоссальную мотивацию?
— В том числе. Но есть еще один важный аспект. Доверие — очень важный момент мотивации, ведь все эти спецкурсы выбирает сам ученик (и не может отказаться в течение года по крайней мере от своего выбора!). Разумеется, он, как и все мы, имеет право ошибиться с выбором, но невозможно не получить при этом бесценный опыт ответственности, закаливания воли, понимания собственных возможностей, ощущения собственной значимости и уникальности. Это работа на результат, который тебе интересен, поскольку ты сам ее выбираешь.
Правильная мотивация — это уже половина успеха, но мотивацию невозможно формировать в отрыве от педагогической дисциплины и организации. Сейчас мы можем совсем в дошкольный возраст опуститься, потому что именно там формируются организационные навыки и самостоятельность, с одной стороны, а с другой — способность взаимодействовать с миром. Психологи утверждают, что, если определенные навыки не освоены ребенком своевременно, развить их в более позднем возрасте довольно проблематично. Если в три года ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, то в семь уже обязан помнить, что на урок ему нужны ручка, карандаш, тетрадь.
— Оценки... Много разговоров вокруг этой темы, но совсем уйти от системы оценивания баллами, кажется, невозможно?
— Мы практикуем критериальное оценивание. И эта система отличается от общепринятой. Суть в следующем: в нашем распоряжении восемь баллов вместо пяти. При этом оценка раскладывается на разные критерии: понимание темы, умение использовать полученные знания, оформление работы, способность создать собственную работу. Подобный подход к оцениванию делает его более объективным и прозрачным, помогая ученику увидеть свои недочеты, слабые и сильные стороны.
— У вас ведь учатся дети из разных стран...
— Да, мы работаем по двум программам: российской и международной. По окончании школы выпускник "Интеграции" получает два документа: российский аттестат зрелости и диплом Программы международного бакалавриата (сокращенно IB), который позволяет без дополнительных испытаний поступить в лучшие университеты мира. Разумеется, для детей и родителей это очень привлекательно, в том числе для иностранных студентов. Тем более что рабочий язык в IB-программе — английский.
— Вы ведете статистику, в какие зарубежные вузы поступают ваши выпускники?
— Массачусетский технологический университет, Кембридж, Университет Торонто, Эдинбургский университет... их много.
— Как дела обстоят со школьной программой? Есть определенные стандарты. К примеру, с литературой, на мой взгляд, в школах беда. А это в общем-то личностнообразующий, если можно так сказать, предмет.
— С литературой сейчас вообще интересные вещи происходят и, на мой взгляд, очень правильные. Во-первых, по российской программе в этом учебном году выпущен учебник под редакцией Журавлева: предлагается изучение авторов, доселе не представленных в рамках школьной программы. У учителей появился выбор. Если говорить о нашей школе, мы учим детей исследовать текст. IB-программа позволяет делать упор не на количество, а на качество прочитанного. Учеников учат анализировать не только содержание, но и форму. Они должны понимать, что художественный текст может быть самоценен. Нам важно воспитать думающего, профессионального читателя, человека с хорошо развитым эстетическим вкусом.
— Какое место отводится русскому языку и литературе?
— Если говорить о количестве часов, такое же, как и в обычной школе. В 10 и 11-х классах — немного больше. И это связано не столько с подготовкой к ЕГЭ, сколько с тем, что последние школьные годы — это возраст интенсивного взросления личности, которую необходимо "кормить" качественными книгами.
— От самых старших перейдем к самым младшим. Как вы относитесь к раннему развитию? Мне кажется, это то, что имеет отношение не к детям, а прежде всего к амбициям родителей.
— Раннее развитие — это не интенсивное обучение. Всему свое время! В два-три года бурно развивается сенсомоторная и эмоциональная сферы ребенка. Если начать активно нагружать познавательную сферу (учить считать, читать, писать), то не хватит энергии на эмоциональную, что может повлечь за собой нарушение соматического развития и здоровья.
— По какому принципу работает ваш детский сад?
— Ребенок попадает в программу, девиз которой "Я — исследователь". Для нас важно сохранить исследование как главный вид детской активности. И, конечно, присматриваемся к малышу: в какое место на макушке Господь его поцеловал!
— Как вы подбираете педагогов?
— Фундамент школы, ее история и философия созданы неравнодушными, опытными гимназическими учителями, преподавателями вузов, учеными и художниками, артистами и спортсменами. Так как в школе изучается пять языков, у нас работают иностранные преподаватели. Это с одной стороны. С другой — учитель в школе сегодня тоже непременно ученик. Наши педагоги посещают международные конференции, workshops. Среди наших учителей есть IB-международные тренеры, международные экзаменаторы.
— Ваша летняя школа — это такой своеобразный семейный пионерский лагерь?
— Можно и так сказать. На две недели дети вместе с родителями (или без них!) выезжают в Хорватию на побережье чистейшего Адриатического моря, где живут в очень комфортных условиях. При этом у детей своя развлекательная и образовательная программа на английском, у родителей (если захотят) — своя. Открыто множество мастерских: киноакадемия, бизнес-школа, актерского мастерства, фотомастерская, художественные студии. Очень много спортивных морских развлечений: дайвинг, скейтборды, гидроциклы, "бананы", рафтинг, каноэ, боулинг, яхтинг.
— На ваш взгляд, каковы пять главных достижений школы за последний год?
1. Школа получила авторизацию в PYP-программе (Primary Years Program) — Программа международного бакалавриата первых лет обучения.
2. Еще несколько учителей получили статус международных экзаменаторов.
3. Гран-при на хореографическом фестивале в Испании, первое место во Всероссийском конкурсе хоров "О России петь...".
4. Мы одна из трех школ России, у которой договор с китайским правительством на взаимодействие учеников и университетов Китая по итогам выступлений наших учеников на международной олимпиаде по китайскому языку. Два наших выпускника этого года приглашены на бесплатной основе в Университет Пекина.
5. Запустили в эксплуатацию свой большой профессиональный телескоп.