"Генетический код сработал"

Прямая речь

Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко прокомментировал "Огоньку" изменения в командной структуре НАТО и объяснил, почему альянсу так нужен Большой противник

— Хотя адаптация натовского военного потенциала аргументируется необходимостью парирования угроз по всем азимутам, в центре усилий — задача противостояния с Россией. Рассматривая варианты усиления военного присутствия альянса, в том числе на восточном фланге, натовцы, видимо, черпали вдохновение в схемах холодной войны. Североатлантическое командование, которое будет создано,— слепок того командования, которое существовало до 2002 года и отвечало за переброски американских сил с территории США в Европу и весь комплекс вопросов, связанный с обеспечением их скорости и безопасности... Много говорилось и о необходимости создания так называемого военного Шенгена, который подразумевает создание правового режима и логистических условий, позволяющих беспрепятственно передвигать не только личный состав, но и вооружение, технику, тыловые элементы, обеспечивая тем оперативность натовского развертывания по всем направлениям.

— Альянс год работает с администрацией Трампа, которая начинала с угроз распустить его как "устаревшую" организацию, а в итоге просто натянула финансовый поводок. При этом география забот расширяется: КНДР, новая афганская политика, борьба с ИГИЛ... Такой выход из берегов по силам альянсу? Как расширение озабоченностей главного финансового донора сказывается на НАТО? Приходится же брать на себя эти задачи, включаться...

— Я бы не сказал, что существует механистическая связь между действиями американской администрации на внешнеполитической арене и деятельностью самого альянса. Скорее можно говорить, что США отнюдь не всегда прибегают к поддержке со стороны альянса. Если они не чувствуют необходимости некоторой легитимизации своих усилий, то предпочитают действовать в рамках коалиций, которые формируются не на основе принципов, заложенных в натовские документы, а привлекают тех, кого надо.

Проблема альянса как раз в том, что после завершения периода Больших операций — на Балканах (1990-е.— "О"), в Ливии (2011 год.— "О"), в Афганистане (2001-2014 годы.— "О") — встал вопрос: в каком стратегическом направлении выстраивать свою деятельность? К сожалению, генетический код сработал: альянс не нашел, не смог найти свою нишу в новых условиях безопасности и вернулся к апробированным схемам противодействия Большому противнику.

Поворот этот начался после того, как НАТО приняло решение об уходе из Афганистана (с 2015-го там остались небоевые части НАТО, в основном инструкторы.— "О"), потеряв при этом гигантский полигон, где, используя натовский язык, ковалось единство контингентов альянса, отрабатывалась совместимость. Этому полигону нужно было найти замену. Уже тогда мы стали получать сигналы, что НАТО будет возвращаться "к истокам", компенсируя потерю этого полигона большим числом учений, большей активностью в Европе.

А кризис на Украине был использован в качестве идеологической ширмы для разворота к старым схемам — того, что мы наблюдаем сегодня. Проблема НАТО в том, что в сфере новых угроз и вызовов, которые требуют не блоковых подходов, а способности к конструктивному, честному, равноправному взаимодействию со всеми игроками, эта организация пока не демонстрирует ни соответствующей готовности, ни соответствующих способностей. Мы исходим из того, что никакие "островки безопасности" невозможно выстроить ни вокруг НАТО, ни вокруг ЕС. Решение международных проблем — в плоскости объединения усилий, о чем говорил президент России, призывая с трибуны Генассамблеи ООН создать подлинную антитеррористическую коалицию.

— На встрече министров обороны Венгрия наложила вето на проведение встречи Украина — НАТО на уровне министров иностранных дел в декабре. В альянсе об этом с прессой не говорили, но перенос внутренних украинских проблем в компетенцию НАТО — премьера: не секрет, что демарш венгров связан с законом о языке, так, обучение на венгерском, как и на русском, на Украине прекращается после 5-го класса. Могут ли повторяться такие коллизии?

— Возможны любые повороты в связи с тем, что делает режим в Киеве. Как бы ни были идеологически зашорены страны НАТО, оказывая безусловную поддержку властям Украины, уже невозможно не замечать, что власти эти действуют не только в противоречии с обязательствами, которые были взяты с минскими договоренностями. Они игнорируют и те принципы, которые сами же объявляли ценностями и которыми собирались руководствоваться на пути интеграции в евроатлантическую и европейскую семью. По заявлениям представителей Венгрии и других стран видно, что та вакханалия, которая наблюдается в Киеве, не может игнорироваться даже теми, кто готов был положить весь свой политический вес в поддержку этого режима.

Беседовал Дмитрий Сабов

Вся лента