Зажигалкой по венам
В Мосгорсуде обвиняемые в хулиганстве в знак протеста порезали себе вены
Шесть заключенных порезали себе вены сегодня в Мосгорсуде. Таким образом они протестовали против очередного продления сроков содержания под стражей. Участники инцидента, а также еще семь их подельников обвиняются в погроме, устроенном два с половиной года назад в одном из столичных ресторанов после бытовой ссоры с персоналом. Обвиняемые полностью признают свою вину и считают, что расследование в отношении них затягивается умышленно.
Инцидент произошел в пятницу утром в основном здании Мосгорсуда в зале 232, где судья Елена Поспелова запланировала рассмотрение ходатайств следователей 7-го отдела ГСУ ГУ МВД по Москве о продлении сроков содержания под стражей 13 уроженцам Чечни, обвиняемым в хулиганстве (ч. 2 ст. 213 УК РФ). Дела фигурантов разделили на две части. Сначала конвой и судебные приставы доставили в зал заседаний шесть заключенных — Умара-Хаджи Идрисова, Рамбека Мусрапилова, Шамхана Абдуева, Абдула Сатабаева, Шамиля Садуева и Асалана Махмутмерзаева.
Как сообщил “Ъ” адвокат одного из них Мирон Дауди, перед судьей успели выступить следователь, адвокаты и сами заключенные. Потом обвиняемые, находившиеся в специальном пуленепробиваемом «аквариуме», попросили разрешить им сделать несколько дополнений к сказанному. «Встал мой доверитель Умар-Хаджи Идрисов, который заявил, что не верит, что суд их отпустит»,— рассказал господин Дауди. По его словам, Идрисов сказал, что уверен: его с товарищами держат в СИЗО уже два с половиной года только из-за того, что они чеченцы. «Потом он сказал, что они устраивают акцию протеста,— поделился защитник.—
Обвиняемые достали, как мне показалось, какие-то лезвия и начали резать руки. Кровь брызнула фонтаном, залила весь бокс».
Он отметил, что пока конвойные открывали «аквариум», заключенные продолжали наносить себе ранения. Полицейские и приставы начали перевязывать пострадавших и вызвали медиков. На место инцидента приехало шесть бригад скорой. Им пришлось помогать и адвокату, которая потеряла сознание при виде крови. «Вроде врачи сказали, что серьезных увечий нет, и нам предложили к 16:30 пройти в другой зал — уже на третьем этаже, где заседание все же должно состояться»,— сообщил Мирон Дауди. Он также подчеркнул, что, по его данным, в здание Мосгорсуда уже прибыли сотрудники СКР, которые начали проверку обстоятельств и причин происшедшего.
Руководитель пресс-службы Мосгорсуда Ульяна Солопова сообщила, что «в ходе судебного заседания пять из шести обвиняемых, которые находились в боксе для лиц, содержащихся под стражей, совершили попытки суицида, порезав руки составными элементами зажигалок». «Следует обратить внимание, что непосредственный досмотр лиц, содержащихся под стражей, перед доставкой в зал судебного заседания, а также доставка в зал осуществляются сотрудниками конвойного полка,— рассказала она.— Сотрудники суда не принимают участия в данных процедурах».
Следователи оценят работу конвоиров, сопровождавших арестованных. По словам представителя ГСУ СКР по Москве Юлии Ивановой, в рамках проверки «будет дана правовая оценка действиям сотрудников конвойной службы, осуществлявшим мероприятия по конвою следственно-арестованных, по ст. 285, ст. 293 и ст. 110 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, халатность, доведение до самоубийства)». Свою проверку проводит и прокуратура Москвы.
В августе 2015 года в ресторане «Тануки» на Липецкой улице в Москве состоялась драка. Тогда в ресторане вечером отдыхала группа чеченцев. Когда гости стали расходиться, один из них повздорил с сотрудником ресторана. Завязалась драка, в которой приняли участие и охранники заведения. На помощь посетителям прибежали около двух десятков человек, что закончилось массовой дракой со стрельбой и несколькими пострадавшими. Прибывшие наряды полиции задержали по горячим следам 13 человек. С санкции суда все они были помещены в СИЗО, им предъявили обвинение в хулиганстве. Как сообщил господин Дауди, все фигуранты признали свою вину и готовы были просить об особом порядке рассмотрения дела.
Учитывая, что ч. 2 ст. 213 УК РФ в качестве максимального наказания предусматривает пять лет лишения свободы, на данный момент они пробыли в СИЗО уже два с половиной года, однако расследование дела до сих пор не завершено.
Нескольким обвиняемым, в частности Умару-Хаджи Идрисову были предъявлены новые обвинения — в разбое (ст. 162 УК РФ) и умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ). «История с якобы имевшем место разбоем касается очень старого дела, по которому даже не могут найти потерпевшего»,— сообщил Мирон Дауди. Он также отметил, что все обвиняемые жили и работали в Москве — кто в строительстве, кто менеджером — и не имели никакого отношения к криминалу.