Раздел по кредитной линии
Дешевые деньги банки готовы распределять только среди избранных
Рост спроса компаний на займы замедлился, несмотря на то что более половины потенциальных корпоративных заемщиков считали ставки по банковским кредитам в третьем квартале 2017 года приемлемыми, это следует из опубликованного в пятницу бюллетеня ЦБ «Условия банковского кредитования». Снижение темпов роста экономики в третьем квартале вполне может иметь отношение к происходящему: кредитной экспансией на снижении ставок могут пользоваться крупные компании и ипотечные заемщики, причем требования к первым к осени немного ужесточались.
Картина дифференциации кредитного рынка, ранее упомянутая аналитиками Банка России кратко в «Финансовом обозрении» (см. “Ъ” от 13 ноября), более детально и уверенно описана ЦБ в бюллетене «Условия банковского кредитования» за третий квартал 2017 года, выпущенном регулятором в пятницу. По итогам обследования банковской сферы Банк России уже без оговорок относит продолжающийся медленный рост кредитования нефинансового сектора почти исключительно к снижению ставок по кредитам. По данным регулятора, в июле—сентябре 2017 года в несколько раз меньший, чем снижение кредитных ставок (в корреляции с ростом банковской конкуренции и со снижением ЦБ ключевой ставки), вклад в изменение условий кредитования внесли небольшое увеличение сроков предложенных кредитов (не коснувшееся крупных корпоративных заемщиков) и потенциального их размера и расширение спектра направлений кредитования.
Однако в третьем квартале около 2% банков ужесточили требования к заемщикам из числа крупных компаний и малого и среднего предпринимательства (МСП), и лишь смягчение требований к ипотечным заемщикам позволяет говорить об общем очень незначительном смягчении условий кредитования в целом.
Банки конкурируют почти исключительно ставками кредита, причем, по их собственным оценкам, смягчение и ценовых условий кредитования в четвертом квартале 2017 года — первом квартале 2018 года будет меньше, чем осенью. При этом неценовые условия кредитования, как ожидается самими банками, все же будут смягчаться для всех категорий заемщиков. Это, впрочем, ожидалось и ранее, но по итогам отчетного периода смягчения почти не было.
Четвертый квартал 2017 года, согласно опросам ЦБ, вообще будет специфически напряженным для банков: индексы спроса на новые кредиты в конце года по всем категориям заемщиков достигнут пика с начала 2014 года после некоторого замедления спроса на них в третьем квартале. Спрос этот заведомо не будет удовлетворен. Хотя мониторинг ЦБ за этот период показал, что более половины компаний уже считали летом уровень ставок по рублевым кредитам «приемлемым», сами банки по-прежнему очень жестко отбирают заемщиков: уровень проблемных кредитов в портфелях банков (несмотря на очень активный процесс реструктуризации, см. “Ъ” от 13 ноября) остается выше уровня начала 2014 года. При этом доля проблемных долгов МСП в 2017 году продолжала медленно расти. Де-факто, констатирует ЦБ, банки в первую очередь удовлетворяли спрос на ипотечные кредиты и кредиты крупным компаниям.
В какой-то степени события третьего квартала могут объяснять причины приостановки темпов экономического и промышленного роста в конце периода и в октябре: она стала для правительства неожиданностью (см. “Ъ” от 17 ноября). Напомним, в настоящий момент рост ипотечного кредитования в любом случае не в состоянии радикально изменить ситуацию на строительном рынке, а при происходящей селекции заемщиков рост бизнеса только крупных компаний не может сам по себе компенсировать стагнацию средних предприятий и МСП, для которых кредиты остаются дорогими, и дальнейшее снижение ставок кредита для них немногое изменит. Видимо, по тому же сценарию будет развиваться ситуация и с кредитованием физлиц: стагнация реальных располагаемых доходов и ограниченная доступность ипотеки для большей части населения делает бенефициаром кредитной экспансии лишь ограниченный круг заемщиков.
Пока сложно сказать, как далеко может зайти процесс выделения «лучших людей и компаний» в экономике — он, отметим, развивается не только на банковском рынке (так, рынок облигаций для средних компаний также в основном недоступнен) — и какие формы он может принять в 2018 году. Очевидно, что при сохранении «умеренно жесткой» денежно-кредитной политики ЦБ накопление проблем на среднем корпоративном уровне неизбежно, а почти неработающий механизм банкротства перекладывает эти проблемы на кредиторов. Учитывая, что крупные компании имеют показательно больший доступ к господдержке, а кредитная активность госбанков выше, чем у остальных игроков (так, в финобозрении департамента экономполитики и развития Москвы прямо утверждается, что в августе—сентябре основным драйвером кредитного роста была политика Сбербанка и ВТБ), к середине 2018 года экономическое благополучие, выражающееся в росте ВВП, промпроизводства и доходов, будет концентрироваться в госсекторе и около него много быстрее, чем в 2014–2016 годах. Еще одна специфическая проблема, вытекающая из этого: ликвидация ошибочных инвестиций 2011–2014 годов будет происходить в основном в негосударственном секторе, защищая от естественной переоценки и списания вложений окологосударственные структуры.