"Будем наступать на Европу"
сотрудничество
В Москве прошел Первый российско-германский форум креативных индустрий. Российские и немецкие стартапы обменялись опытом покорения зарубежных рынков, а представители властей обеих стран обсудили перспективы развития креативных отраслей с точки зрения экономики. Подробнее о работе форума — в репортаже Ирины Фазлиахметовой для "Д".
Первый российско-германский форум креативных индустрий прошел в Москве в начале ноября. Одной из его главных тем стал опыт немецких городов Мангейма и Лейпцига как успешных проектов в области развития креативных индустрий. Мэр Мангейма Петер Курц приехал на форум с целой делегацией специалистов. Робин Ланг, архитектор из Мангейма, рассказал о работе агентства Yalla Yalla!, которое делает "некрасивые места в городе уютными". В этом, на его взгляд, и состоит одна из основных задач креативных индустрий — "обжить" маргинальные и пустующие районы. В смартфоне Робина мелькают фотографии: "Вот магазин, который мы сделали, там теперь несколько мелких дизайнеров вместе могут продавать свои вещи. Вот здесь была свалка, а теперь — кафе". Мэрия Мангейма поддерживает развитие подобных проектов. Например, для стартаперов в сфере креативных индустрий в городе есть специальное здание, которое не может быть использовано под другие нужды. Также город может помочь с оплатой стройматериалов и предоставить другие субсидии.
Раньше Мангейм был крепким индустриальным и портовым городом. Однако в конце XX века производства стали закрываться одно за другим. "Когда я приехал учиться в Университете Мангейма в конце 1990-х, меня предупредили сразу: город полон наркоманов и проституток",— рассказывает на мастер-классе Маттиас Раух, директор департамента "Креативное городское развитие" в компании Startup Mannheim. Но для Мангейма выбрали новую стратегию развития — через креативные индустрии и музыку. Были открыты поп-академия, многочисленные звукозаписывающие студии. Сегодня Мангейм входит в список "креативных городов" ЮНЕСКО.
Схожий опыт есть у другого немецкого города — Лейпцига. По данным Кристиана Роста, руководителя Саксонского центра экономики культуры и креативных индустрий, за первые два года после распада ГДР Лейпциг покинули 100 тыс. человек, а из тех, кто остался, 25 тыс. стали безработными. Тогда было решено, что город должен развиваться по-новому. В освободившихся зданиях открылись офисы и креативные ателье. Большинство уехавших жителей вернуть не удалось, но для оставшихся были созданы рабочие места, общественные пространства перестали выглядеть как постиндустриальная пустыня. В результате сегодня в области креативных индустрий в Лейпциге заняты 10 тыс. человек.
Российская проблема постиндустриальной организации экономики состоит в том, что и власть, и население не могут осознать, что процент людей, занятых в промышленности, может быть небольшим относительно занятых в креативных индустриях. Кроме того, российские инвесторы на рынке недвижимости готовы вкладывать деньги в жилье или торговлю, но никак не в креативные пространства. Правда, в крупных городах ситуация улучшается. Креативные индустрии создаются небольшими силами отдельных людей, и единственное, о чем они просят государство,— не мешать. По мнению Елизаветы Левицкой, руководителя проектов КБ "Стрелка", в России отсутствует диалог между властью и теми, кто проводит культурные инициативы. Культура в России не воспринимается как прибыльная отрасль бизнеса, хотя по статистике россияне тратят на нее 15% доходов.
Единственным представителем российской власти на форуме был губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он заявил, что в его регионе развитие креативных индустрий всячески поддерживают, и предложил провести в Ульяновской области следующий форум.
"Деньги у нас есть. Мы не всегда знаем, как их грамотно потратить",— честно признался Михаил Мамонтов, управляющий директор Российского экспертного центра. Он призывал всех заинтересованных к диалогу с ведомством, обещая всевозможную господдержку и вывод продукции на иностранные рынки. В конце дискуссии микрофон ходил по залу, и каждый второй пытался узнать у Михаила Мамонтова, как откусить кусок государственного пирога. А вот депутат Бундестага Нильс Шмид заявил о том, что нет особого смысла идти за адресной помощью к государству. Ведь креативными индустриями занимаются малые предприятия, так что экспорт бизнеса и его продуктов маловероятен. Намного важнее организовать международный творческий диалог и обмен опытом... Но все равно после окончания дискуссии ее участники выстроились в очередь к господину Мамонтову.
Большинство участников выставки с той или иной стороны явно слабо представляли себе, как именно может развиваться международное сотрудничество в отрасли. Однако, по словам руководителя Фонда имени Фридриха Эберта в России Йенса Хильдебрандта, люди с радостью и большим интересом ехали в Россию, чтобы обменяться опытом с коллегами.
Так, например, приехала дизайнер из Берлина и основательница проекта Aufaugenhoehe Зема Гедик: она шьет одежду для людей с синдромом низкорослости. По ее словам, сейчас специальных магазинов для таких людей нет. "Уже есть одежда для младенцев, для полных людей, для собак и кошек. А для таких людей — нет",— говорит Зема. Дизайнер разработала всю линейку размеров, и с декабря одежду можно будет покупать в интернете из любой точки мира. Девушка надеется, что ее проект найдет своих клиентов и в России.
Российские участники выставки, как правило, уже состоялись коммерчески, но, так же, как и немцы, мечтают покорить зарубежные рынки. Директор Quest Planet Александр Пименов уверен, что европейские туристы будут с радостью покупать у него онлайн-квесты. Сейчас он ищет партнеров, которые помогут ему эти квесты разработать и продавать. Илья Соболь, изобретатель и основатель бюро "Изобрюло" (интерактивные сетевые 3D-декорации), утверждает, что его первый проект окупился в России за месяц. Но останавливаться на достигнутом он не собирается. "Будем наступать на Европу",— шутит он.
По словам Мирко Хемпеля из Фонда Эберта, важно уже то, что теперь российские представители креативных индустрий представляют себе, как и где они могут получить поддержку. Процесс интеграции и обучения представителей креативных индустрий взаимный. В планах — поочередное проведение таких форумов в России и Германии. "Правда, кое-что зависит и от политической конъюнктуры",— добавил в конце беседы господин Хемпель.
Микрофон ходил по залу, и каждый второй пытался узнать, как откусить кусок государственного пирога
Креативная индустрия создается небольшими силами, и единственное, о чем просят люди государство,— не мешать