Город для главных фигур

соревнования

В марте следующего года Берлин окажется в центре внимания российских поклонников шахмат: там пройдет Кандидатский турнир. У России есть шансы, как и в прошлом году, когда с Карлсеном на равных бился в таком поединке Сергей Карякин, делегировать на главный матч своего представителя. Подробнее о перспективах России на шахматной доске — в материале Алексея Доспехова.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Почему дня, когда компания World Chess by Agon объявит открытие турнира, в шахматном мире ждали с трепетом, объяснить нетрудно. Эти соревнования — вторые в иерархии шахмат после матча за титул чемпиона мира. Они его предваряют. Именно в Кандидатском турнире определяется соперник действующего чемпиона. Более того, кое в чем он превосходит и сам титульный поединок. В Кандидатском турнире в его современном формате, придуманном в начале десятилетия, принимают участие не два, а восемь гроссмейстеров — восемь суперзвезд, сражающихся за претендентский статус. Победа здесь имеет особую ценность: ты становишься без пяти минут королем, главной фигурой.

Так вот выбором World Chess by Agon был Берлин. Кандидатский турнир он примет с 10 по 28 марта будущего года, а игровой площадкой будет Кульхаус. В конце позапрошлого века это здание служило продуктовым складом, но нынче превратилось в модное пространство, использующееся для выставок и концертов. Под шахматы отдадут все семь его этажей.

Человеку, не слишком погруженному в шахматную тематику, выбор мог показаться неожиданным и даже рискованным. Для такого болельщика Германия ассоциируется с "большими" шахматами постольку-поскольку. Ну, есть ежегодный и очень уважаемый дортмундский супертурнир, есть традиционный супертурнир в Баден-Бадене... Но вот взглянем на рейтинг Международной шахматной федерации (FIDE) — где там немцы? Лучший — Ливиу-Дитер Нисипяну — в восьмом десятке. Не правильнее ли было отдать Кандидатский турнир государству, где живут шахматисты из рейтинговой верхушки, например России, уже не раз его принимавшей, или США: в Нью-Йорке в прошлом году при грандиозном ажиотаже проходил последний матч за титул чемпиона мира Карлсен--Карякин?

Но у болельщиков продвинутых мнение, конечно, иное. "Прекрасный выбор,— говорит менеджер Сергея Карякина Кирилл Зангалис.— Германия — страна очень шахматная. Вы знаете, что немецкий клубный чемпионат — самый сильный в Европе? В нем выступает множество звезд и даже легендарный Анатолий Карпов. А знаете, что Германия в 2011 году выиграла командный чемпионат континента? Здесь всегда создают прекрасные условия для игроков и публики. И Сергею, уверяю вас, идея провести Кандидатский турнир именно в Берлине понравилась".

А глава World Chess by Agon Илья Мерензон напоминает, что в 2015 году его компания отдала Берлину чемпионат мира по быстрым шахматам и блицу и не прогадала: антураж был шикарным, резонанс в прессе — значительным. К тому же он акцентирует внимание на коммерческом моменте: "Прошлогодний чемпионский поединок между Карлсеном и Карякиным принимал Нью-Йорк. Теперь нам необходимо не снижать планку и ориентироваться только на медиахабы. К тому же нам чрезвычайно интересна работа с европейскими компаниями, которым мы показываем, насколько привлекательными могут быть шахматы, а нашим сегодняшним спонсорам интересен европейский рынок". "Берлин как площадка для организации такого события — оптимальный вариант с точки зрения соотношения качества и расходов",— добавляет Илья Мерензон.

С его точки зрения, интриги насчет того, достойно ли Берлин организует Кандидатский турнир, нет никакой, волноваться не о чем. Главная интрига в том, кто его выиграет, кто заработает право сразиться с Магнусом Карлсеном в чемпионском матче.

О титуле короля шахмат грезят многие страны. Но Россия здесь, как ни крути, стоит особняком. Для нее шахматы — особенная история.

В СССР они были настоящим культом, как балет или космические полеты. После распада Советского Союза российская школа еще долго удерживала позиции и никого не подпускала к титулу. Но вот с тех пор как Владимир Крамник, 14-й чемпион мира, в 2007 году отдал звание индийцу Вишванатану Ананду, нашей стране никак не удается вернуть корону. А десять лет — солидный срок. Год назад к возвращению был близок Сергей Карякин. С Магнусом Карлсеном, почти неуязвимым шахматным лидером десятилетия, он бился в Нью-Йорке на равных, вел в счете, но — уступил на тай-брейке, в "дополнительное время". Представится или нет России новый шанс поспорить с Карлсеном, зависит от итогов Кандидатского турнира.

В Берлине выступят восемь гроссмейстеров. А самым первым путевку заработал Сергей Карякин: она досталась ему автоматически, как уступившему в предыдущем чемпионском матче. Потом право играть в Берлине забронировали еще четыре шахматиста: армянин Левон Аронян и китаец Дин Лижэнь как финалисты сентябрьского Кубка мира в Тбилиси, американцы Фабиано Каруана и Уэсли Со как лучшие по рейтингу в 2017 году. Наконец, в ноябре World Chess by Agon обнародовала имя гроссмейстера, которому досталась wild card — персональное приглашение от организатора цикла для шахматной знаменитости, не сумевшей преодолеть отбор. Им, к радости российских шахматных фанов, стал Владимир Крамник.

На момент сдачи номера вакантными оставались две путевки. Они разыгрывались в конце ноября на Мальорке, которой достался заключительный этап серии Гран-при. И среди претендентов на билет в Берлин значился еще один российский гроссмейстер — Александр Грищук. Впрочем, и без него российское представительство на Кандидатском турнире, учитывая постоянно растущий градус конкуренции в шахматах в этом столетии, смотрелось достаточно солидным, а российские перспективы — достаточно светлыми.

С Сергеем Карякиным все просто. То, что он здорово играет в таком зубодробительном формате, что здорово умеет настраиваться на главные соревнования, Карякин доказал во время московского Кандидатского турнира весной 2016 года, выиграв его убедительно. А за прошедшее после него время он лишь накопил опыт.

Владимир Крамник не преуспел в отборочных соревнованиях, но это ничего не говорит о его классе. О классе скорее говорит седьмое место в рейтинге FIDE. Именно у этого шахматиста самая высокая мотивация: для Крамника в его 42 года этот цикл, вероятно, последняя возможность снова добыть титул.

И, наконец, нельзя забывать об одном факте из его биографии. Владимир Крамник когда-то в течение нескольких лет жил в Германии, сотрудничал с местным менеджером Карстеном Хензелем, а дортмундский супертурнир выиграл 11 раз — невероятная статистка! Он часто признавался, что побеждал на нем, потому что чувствовал себя в Дортмунде как дома, чувствовал, что немецкие зрители — это его болельщики. Сергей Карякин, кстати, также замечал, что в Германии к нему относятся с симпатией. И для него Берлин не будет совсем уж чужой площадкой.

"Прошлогодний чемпионский поединок принимал Нью-Йорк, теперь нам необходимо не снижать планку"

Вся лента