Здоровое будущее начинается вчера
Мы привыкли ругать нашу систему здравоохранения: денег не хватает, ранняя диагностика отстает, нет равного доступа к современному лечению у всех пациентов, инновационные технологии доступны далеко не везде, да и специалистов, умеющих с ними работать, не хватает. Привыкли оборачиваться на Запад и приговаривать, что вот там-то все хорошо. Однако компания Philips по итогам глобального опроса врачей и пациентов в 19 странах мира доказала, что по-настоящему современной, готовой к вызовам будущего системы здравоохранения сегодня нет ни в одной стране мира. Но в то же время эксперты полагают, что знают, как такую систему создать.
В основе глобального исследования компании Philips «Индекс здоровья будущего» лежат довольно простые и понятные идеи. В связи с технологическими революциями и новыми возможностями здравоохранения продолжительность жизни на планете увеличивается. Люди живут дольше, а значит, все чаще мы сталкиваемся со старческими тяжелыми и хроническими заболеваниями. Последние годы весь технологический прогресс был направлен на поиски лекарств от таких болезней. Более того, удалось добиться существенных результатов. Сегодня многие больные, которые еще недавно были обречены, могут жить. Например, мы применяем иммунные препараты в онкологии и уже можем эффективно бороться со многими видами рака даже на IV стадии болезни. Но все эти лекарства и технологии очень дороги. А значит, ни одна система здравоохранения не выдержит повсеместного их применения. Получается, нужно менять акценты в системе здравоохранения. Вкладывать ресурсы и средства в профилактику, в то, чтобы сохранить здоровье, а не лечить заболевание. То есть лечить, конечно, тоже, но чтобы это было нужно не так массово, как сейчас.
Чтобы протестировать эту идею, специалисты компании Philips провели широкомасштабное социологическое исследование в 19 странах мира. Подробные анкеты заполняли врачи и простые граждане. Задачей было выяснить состояние системы здравоохранения, определить приоритеты и готовность к поиску путей выхода из кризиса. Референсными значениями были данные ВОЗ и Всемирного банка. Это второе подобное исследование компании, но впервые в него вошла Россия.
От лечения к профилактике
Низко оценивают состояние здоровья россиян 96% российских врачей, рядовые граждане настроены более оптимистично, и только 56% солидарно с медработниками.
Примерно такой же перекос в оценке между рядовыми гражданами и врачами в понимании необходимости развития системы профилактики заболеваний — делать акцент на сохранении здоровья, а не на лечении. Медицинское сообщество считает это направление нужным и перспективным — 62% опрошенных. А вот население, напротив, — за то, чтобы упор делать на лечение уже появившихся заболеваний: так считают 60% респондентов.
Специалисты объясняют, что хотя в нашей системе здравоохранения есть работающие механизмы для профилактики, граждане не привыкли чувствовать и нести ответственность за свое здоровье. Поэтому в какой-то мере их устраивает парадигма, в которой ответственность за их выздоровление лежит только на враче.
«Давно доказано, что здоровье людей зависит только на 20% от систем здравоохранения и на остальные 80% — от генетики и образа жизни, — рассказывает Сергей Павлович Морозов, директор ГБУЗ „Научно-практический центр медицинской радиологии ДЗМ“, профессор, д.м.н. — Результаты исследования „Индекс здоровья будущего“ подтверждают, что врачи понимают значимость профилактики, а пациенты не всегда. Поэтому одна из задач здравоохранения — мотивировать людей управлять их собственным здоровьем. Необходимо продвигать мысль о том, что лучше не болеть, чем рассчитывать на помощь системы здравоохранения».
Здоровье людей зависит только на 20% от систем здравоохранения и на остальные 80% — от генетики и образа жизни
Модель здравоохранения, сфокусированная на профилактике и ранней диагностике, несёт ряд преимуществ не только для пациентов, но и для государства. В первую очередь, это повышение числа трудоспособных граждан: люди живут дольше, болеют меньше, считает эксперт.
«Система здравоохранения, которая еще с советских времен у нас существует, в большой степени была настроена на профилактику. Россия была одной из первых стран, где был введен календарь прививок. Кроме того, в нашей стране в течение многих лет существуют профилактические осмотры декретированного населения. То есть формально эта система до сих пор не разрушена, — рассказывает исполнительный директор Ассоциации онкологов России Александр Петровский. — Другое дело, что очень многие к этому относятся формально. Поэтому очень многие живут с мыслью, что пока ничего не болит, и не надо ходить к врачу».
«Профилактика подразумевает предотвращение заболеваний, — убежден Симон Теймуразович Мацкеплишвили, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной работе Медицинского научно-образовательного центра (Университетской клиники) МГУ имени М. В. Ломоносова. — Яркий пример — заболевания сердечно-сосудистой системы, по уровню смертности от которых Россия, к сожалению, занимает одно из первых мест в Европе. В частности, инфаркт миокарда можно предотвратить благодаря здоровому образу жизни, регулярным осмотрам, приёму профилактических препаратов. В случае, когда заболевание уже развивается, схема борьбы с ним будет совсем иной: это другие, зачастую более дорогостоящие препараты, затраты на хирургическое и эндоваскулярное лечение, и, самое главное, к сожалению, иногда человек становится инвалидом», — объясняет врач.
А вам лечение доступно?
Только четверть населения страны (25%) и примерно столько же медицинских работников (28%) придерживаются мнения, что сегодня российская система здравоохранения отвечает потребностям пациентов.
«На мой взгляд, пациенты считают медицинскую помощь в России недостаточно доступной по нескольким причинам. В частности, речь идёт о системе электронной записи, которая пока не привычна и не совсем удобна для некоторых категорий населения, — считает Симон Мацкеплишвилли. — В целом, доступность предполагает, что пациент может в любой момент обратиться к любому врачу и получить медицинскую помощь любого уровня. К сожалению, это не всегда возможно». Эту проблему, по словам эксперта, могло бы решить внедрение современных технологий и интеграция здравоохранения.
Здравоохранение как система
По мнению экспертов компании Philips, здравоохранение должно представлять собой не набор разрозненных медицинских учреждений, а некую экосистему, континуум здоровья, включающий в себя все сегменты здравоохранения — от ведения здорового образа жизни, профилактики и лечения до реабилитации. Более того, все участники и составляющие этой системы должны быть интегрированы друг с другом. Речь идет о том, что для наибольшей эффективности нужно взаимодействие между врачами, государством, пациентами и производителями медицинского оборудования и препаратов.
Согласно исследованию, большинство рядовых граждан (60%) и работников здравоохранения (80%) считают, что в настоящее время российская система здравоохранения является частично или совсем не интегрированной. Тем не менее, более восьми человек из десяти (85%) из числа работников здравоохранения полагают, что создание интегрированной системы здравоохранения позволит улучшить качество медицинских услуг, и больше половины населения (57%) с этим согласно.
Без взаимодействия врачи зачастую не получают от пациентов обратной связи и не знают результатов своего лечения.
«Для многих стран актуальна проблема разрозненности медицинских информационных систем, каждая из которых направлена на отдельные задачи. Друг с другом они не работают и не могут интегрироваться, — объясняет Сергей Морозов. — Чтобы решить этот вопрос, необходима гармонизация, то есть государство должно на законодательном уровне установить стандарты коммуникационных систем, чтобы все разработчики работали в едином информационном поле. Пока такого перечня нет, поэтому разработчики каждый раз изобретают свои подходы, что значительно затрудняет интеграцию системы здравоохранения».
По мнению Александра Петровского, интегрированность всех систем здравоохранения очень важна для улучшения качества медицинских услуг. Без взаимодействия врачи зачастую не получают от пациентов обратной связи и не знают результатов своего лечения.
«Мы, онкологи, более или менее результаты своей работы знаем, все-таки мы наблюдаем пациентов долго. Но стоматологи, например, иногда видят и лечат пациента всего один раз. А, может быть, пациенту что-то не понравилось, или пломба у него выпала, а он ничего об этом не знает и продолжает лечить. А такой анализ постоянно должен проводиться, в первую очередь, с точки зрения возможности улучшения системы, поиска слабых мест», — убежден Петровский.
По словам эксперта, на сегодняшний день эта система отсутствует. Но он также считает, что в Минздраве есть понимание, что именно так и надо делать — в основе такой системы должны лежать цифровые технологии.
Медицина в цифре
Внедрение телемедицины может сильно изменить представление о медицинской помощи. Но отношение к этому новшеству неоднозначное. С одной стороны, большинство россиян хотели бы удаленно консультироваться с медицинскими специалистами, когда речь идет об обсуждении результатов анализов или обследований (46%), а также при получении консультаций общего характера (44%). Но они не склонны обращаться за удаленными консультациями к медицинскому специалисту для первой консультации или первого обследования (14%), что показывает, что население России ценит личные отношения и человеческий фактор в вопросах оказания медицинской помощи. Некоторые врачи считают, что телемедицина нужна в первую очередь для консультаций между специалистами, а не для приема пациентов.
«У нас выполняется бесчисленное количество различных исследований, часть из которых уже оцифрована, скажем, компьютерная томография и МРТ. Естественно, мы, равно как и весь мир, находимся в ситуации дефицита высококлассных специалистов. Поэтому часто есть необходимость в дистанционной консультации. И на сегодняшний день это стало рутинным процессом — пересылать по цифровым сетям какую-то медицинскую информацию, документацию, изображения, для того чтобы более квалифицированный специалист в этой области дал свое заключение либо просто для того чтобы услышать второе мнение», — рассказывает Петровский.
«На мой взгляд, основным направлением работы по повышению доступности медицинской помощи должна быть организация онлайн-консультаций для пациентов, — считает Сергей Морозов. — В данном случае недостаточно просто поговорить с экспертом в „Скайпе“, нужна возможность передачи данных, чтобы эксперт мог дать адекватную оценку состоянию здоровья пациента. Результатом такой консультации должно быть медицинское заключение и запись в медицинской документации с назначением дополнительных обследований или коррекцией ранее назначенного лечения».
План действий
Эксперты компании Philips по итогам исследования пришли к выводу, что профессиональное сообщество и многие пациенты готовы к изменениям в системе здравоохранения. Для улучшения текущего восприятия системы здравоохранения необходимо прилагать больше усилий. Причем начать специалисты предлагают именно со смены приоритетов.
Низкий уровень развития амбулаторной помощи и низкий уровень взаимодействия со стационарами приводит к поздней диагностике и неэффективному лечению
«Глобальная проблема здравоохранения — фокус на количество: количество квот на высокотехнологичную медицинскую помощь, проведённых исследований и т. д., то есть вместо результатов диагностики и лечения в центре внимания оказывается число процедур и манипуляций. Это приводит к тому, что множество операций проводится, когда они не нужны, то есть показанием для лечения становится наличие финансирования. Кроме того, низкий уровень развития амбулаторной помощи и низкий уровень взаимодействия со стационарами приводит к поздней диагностике и неэффективному лечению», — объясняет Морозов.
Из этой проблемы вытекают несколько аспектов, требующих внимания: разработка критериев качества и ценности медицинских услуг для пациентов и создание систем менеджмента качества для анализа количества ошибок, их мониторинга и устранения. Если совместными усилиями учесть и заполнить эти пробелы, по мнению специалистов, качество медицинской помощи в России может выйти на новый уровень.