«Кей-кары, похоже, никому не нужны»
Дмитрий Гронский — о необычных автомобилях
Обозреватель «Коммерсант FM» Дмитрий Гронский рассказывает о новинках Токийского моторшоу, на котором, среди прочих, были представлены и кей-кары — высокие и узкие автомобили.
У посетителей последнего Токийского моторшоу легко могло сложиться впечатление, что все японцы живут в мире комиксов — стенды завлекали публику всевозможными трансформерами и даже «покемон-карами». Между тем, в тени притаились модели, которым местные и отдают предпочтения. Это машины, похожие на холодильники, положенные на бок и поставленные на колеса. Кроме японцев, они, похоже, никому не нужны. Даже на нашем Дальнем Востоке их не рассматривают как приемлемую покупку в качестве секонд-хенда. Так в чем секрет любви японцев к подобным самодвижущимся коробкам?
Ответ прост — теснота городов. В 1990 году в Японии был обновлен стандарт для транспортных средств класса «kei-car» или «кэйдзидося» — «легкий автомобиль». Его кузов должен быть не длиннее 3,4 м, не шире 1,5 м, зато высота может быть 2-метровой. Объем двигателя ограничивается 660 «кубиками» при допустимой мощности в 63 л.с. Если машина соответствует этим стандартам, то владелец получает выгодные тарифы на страховку, а также 30-процентную экономию в налоговых начислениях. А еще для кей-каров не требуется и обязательного парковочного места у дома.
Но почему кей-кары кубические? Ответ тоже прост. Дизайнеры-компоновщики бьются за каждый миллиметр, чтобы вытянуть максимум свободного пространства, а это достижимо лишь за счет кубизма. Таким образом, японцы и вывели столь необычную для стороннего наблюдателя «породу» автомобилей — узких и высоких, что исключает активное маневрирование из-за риска опрокидывания. Впрочем, в японских городах особо не разгонишься, а между городами удобнее перемещаться на электричке.
Большинство автомобильных экспертов уверено, что кей-карам суждено навсегда остаться милой экзотикой Страны восходящего солнца. С другой стороны, про Японию часто говорят, что она живет на полвека впереди остального мира. И кто знает, не станет ли через 50 лет кей-кар нормой жизни для отставших стран планеты?