Российские самолеты не долетят до «Фарнборо»

Чем обернется для Москвы решение оргкомитета авиасалона

Крупнейший авиасалон «Фарнборо» запретил России выставлять свою продукцию. Об этом сообщил замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук. По его словам, решение оргкомитета — это яркий пример недобросовестной конкуренции.

Фото: Kieran Doherty / Reuters

Международное шоу пройдет в Великобритании в июле следующего года. По мнению замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, дело здесь не столько в боязни конкуренции, сколько в политике: «Это продолжение тенденции на постепенную изоляцию России во всех возможных областях, в том числе и в сфере выставочной деятельности, которая началась еще в 2014 году. Тем более, Великобритания известна как один из наиболее сервильных союзников США, так что она охотно следует этой политике, а может, где-то даже ее инициирует. С точки зрения конкуренции это не нанесет Москве какого-либо ущерба. Такие салоны больше ориентированы на заключение сделок в сфере коммерческих гражданских самолетов».

В последние годы Россия постоянно сталкивается с проблемами при попытке участвовать в «Фарнборо».

В 2014 году, несмотря на наличие полностью оплаченных стендов, участие российской делегации в «Фарнборо» так и не состоялось. Причиной стала невыдача россиянам британских виз. Разрешение на въезд не смогли получить представители «Роскосмоса», «Росавиации», компаний «Вертолеты России», «Сухой» и других. Визы не выдали даже прессе и обслуживающему персоналу. В МИД Великобритании тогда пояснили, что такое решение было связано с действиями России на Украине. Деньги, потраченные на аренду площадок на авиасалоне, возвращены не были.

В 2016 году в авиасалоне «Фарнборо» не принимали участие «Роскосмос» и «Рособоронэкспорт». Официального запрета не было, однако корпорации ссылались на данные с порталов правительства Великобритании, где говорилось, что экспорт и импорт вооружения и военной техники из России находятся под эмбарго. Корпорация «Ростех» тогда привезла только гражданскую продукцию.

В 2010 году на «Фарнборо» российские компании заключили контракты на общую сумму более $10 млрд, а вот в 2012-м отечественным производителям не удалось продать ничего. Эксперты назвали тот салон «площадкой потерянных контрактов».

Основные сделки Россия заключает совсем не в Великобритании, так что потерять эту выставку не так страшно, отметил военный эксперт Илья Крамник: «Сделок мы там почти не заключаем. Этот салон, скорее, для России был важен как демонстрационная площадка. Все-таки контракты на продажу там заключают, в первую, во вторую и в третью очереди, именно западные производители. Поэтому этот салон, если можно так выразиться, "европейско-американский междусобойчик". Покупатели, которые интересуются отечественной военной техникой, с ней знакомятся на других мероприятиях как внутри России, так на салонах на Ближнем Востоке, в Китае, в Индии и других».

В оргкомитете авиасалона «Фарнборо» не смогли предоставить «Коммерсантъ FM» оперативный комментарий.

Альбина Хазеева

Вся лента