«Газпрому» не дают сыграть на бирже
Конкуренты пытаются ограничить продажи монополии
Как выяснил “Ъ”, НОВАТЭК и «Роснефть» пытаются помешать «Газпрому» увеличить продажи газа на бирже в 2018 году. Монополия достаточно успешно использует этот механизм для восстановления пошатнувших под давлением независимых производителей позиций на внутреннем рынке, обходя тарифное регулирование. Сами же независимые увеличивать продажи через биржу не готовы, поскольку у них нет свободного газа. Потребители признают, что биржевые торги газом устроены «своеобразно», но считают их выгодным для себя инструментом конкуренции между крупными поставщиками.
ФАС в середине ноября провела совещание по поводу изменения регулирования для «Газпрома» при торгах газом на бирже. Сейчас монополия не имеет права продавать больше, чем совокупно все остальные (так называемые независимые) производители, но в любом случае не более 17,5 млрд кубометров в год. Но независимые продают на бирже значительно меньше газа, чем «Газпром», и требование паритета на практике уже не соблюдается. Более существенная проблема в том, что «Газпром» вплотную подошел к своему лимиту продаж, реализовав за десять месяцев 15,2 млрд кубометров, из-за чего в период зимнего спроса в ноябре—декабре вынужден будет сокращать объемы. Биржа СпбМТСБ, а затем ФАС уже просили правительство поднять лимит для «Газпрома» (см. “Ъ” от 28 июля).
«На совещании независимые производители дали понять, что намерены участвовать в торгах в 2018 году преимущественно как покупатели, объемов газа для биржи у них нет или мало,— заявил “Ъ” начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин.— Тем не менее они продолжают говорить о том, что биржевой рынок — это рынок одного игрока».
По словам собеседников “Ъ”, НОВАТЭК и «Роснефть» выступили против увеличения лимита для «Газпрома» и отмены принципа паритета, что зафиксировано в протоколе совещания. В «Роснефти» заявили, что «условием дальнейшей либерализации рынка является создание равных условий доступа к инфраструктуре и потребителям», чего, по мнению компании, сейчас нет. В НОВАТЭКе отказались от комментариев. В «Газпроме» выступают за отмену обоих ограничений «нерыночного характера, что будет способствовать развитию конкуренции». Минэнерго предлагает повысить лимит «Газпрома» до 25 млрд кубометров в год с сохранением принципа паритета, Минэкономики — также за рост лимита, но с отменой паритета.
«Газпром» — крупнейший продавец газа на бирже и обеспечил за январь—октябрь примерно 86% объемов, тогда как на НОВАТЭК и «Роснефть» приходится примерно по 6% (доли в продажах на внутреннем рынке — примерно 65% на 35%). «Роснефть» продает газ на бирже только летом и на данный момент является нетто-покупателем. НОВАТЭК также увеличивает закупки на бирже (до примерно половины собственных продаж). Это вызвано тем, что у НОВАТЭКа добыча падает, а у «Роснефти» растет довольно медленно, и компания сосредоточена на обязательствах по долгосрочным контрактам.
Одновременно компании группы «Газпром» совокупно являются крупнейшим покупателем газа на бирже (примерно 35%), поскольку такой газ они могут продавать по любой цене, не будучи связанными госрегулированием. Сейчас, когда газа на рынке много, сбыты «Газпрома» предлагают крупным потребителям газ дешевле тарифа. Наличие биржи уже позволило «Газпрому» вернуться к поставкам некоторым крупным клиентам, потеснив НОВАТЭК,— в январе были достигнуты договоренности с «Уралхимом», в ноябре с Магнитогорским меткомбинатом.
Но примерно половина газа на бирже все же продается «в рынок», крупнейшие покупатели — «Энел Россия» и «Интер РАО», химические и металлургические предприятия. Им это выгодно, поскольку биржевая цена, как правило, ниже тарифа, а порой и уровня контрактов с независимыми производителями. «При всем своеобразии нынешнего устройства биржевых торгов все же лучше, чтобы они были»,— говорит “Ъ” один из крупных потребителей. Он отмечает, что наличие биржи «дает какую-то альтернативу», помогает перезаключать контракты с «Газпромом» и НОВАТЭКом. Конечно, добавляет другой источник “Ъ”, НОВАТЭКу не нравится терять долю рынка, но для потребителей такая конкуренция выгодна.