Рискованный «Вариант»
Компания подписала контракт на суда, под которые может не получить квоты
Группа «Вариант» Михаила Минасяна разместила заказ на серию из шести траулеров-свежьевиков на Окской судоверфи в Нижегородской области на 2 млрд руб. Строительство должно начаться после того, как Росрыболовство выделит группе инвестквоты, под которые и заказаны суда. Впрочем, заказчик рискует остаться без инвестквот, а завод — без заказа: заявление в банк на гарантию, необходимую для заявки в Росрыболовство, подано в понедельник, и на это может потребоваться месяц. Сроки подачи заявлений в агентство истекают 7 декабря.
ГК «Вариант» заказала строительство шести маломерных рыболовных судов на навашинской Окской судоверфи, входящей в UCL Holding Владимира Лисина. Как говорится на сайте холдинга, стоимость серии — чуть более 2 млрд руб. В UCL Holding “Ъ” сообщили, что первое судно планируют сдать в 2020 году, сложностей со строительством возникнуть не должно. По словам исполнительного директора Окской судоверфи Дениса Самсикова, работа с рыбопромысловыми компаниями начата задолго до выделения в 2017 году квот господдержки на обновление флота (квоты на вылов рыбы и морских биоресурсов, выделяемые под обязательства рыбаков построить новые суда.— “Ъ”), а проведенная за последние три года модернизация позволила расширить спектр выпускаемых судов, включая морское направление.
Как рассказал учредитель «Варианта» Михаил Минасян, речь идет о строительстве шести судов длиной около 38 м, но строительство начнется, только если Росрыболовство выделит проекту инвестквоты. Максимальный объем инвестквот по треске и пикше, который может получить «Вариант» на одно судно,— до 1,2 тыс. тонн. Как говорит бизнесмен, группа может не успеть подать заявку в Росрыболовство на квоты: заявка должна содержать банковскую гарантию на строительство судов. «Мы подали заявку вчера, и нас уведомили, что банк может не успеть завершить процедуру до 7 декабря»,— отмечает господин Минасян. Он утверждает, что Росрыболовство дало судовладельцам слишком мало времени на подготовку заявок. Впрочем, сегодня на российских верфях уже размещено несколько заказов на строительство рыболовных судов под инвестквоты, и заказчики не жаловались на сроки Росрыболовства. Компании, претендующие на получение инвестиционных квот под строительство судов, должны подать заявку к 7 декабря. Как рассказали “Ъ” в Росрыболовстве, заявки, не поступившие в ведомство к этому сроку, рассматриваться не будут: инвестквоты будут распределены между успевшими подать заявки игроками.
По расчетам господина Минасяна, период окупаемости одного судна составляет десять лет. Если инвестквоты не будут предоставлены группе, траулеры будут заказаны в Китае. «Строительство там в 1,7 раза дешевле, то есть в КНР можно будет построить почти два судна по цене одного»,— отмечает он. Собеседники “Ъ” в судостроительной отрасли уверены, что с учетом низкой цены построенные в Китае суда будут значительно уступать по качеству российским аналогам. Источники “Ъ” также полагают, что Окской судоверфи в процессе строительства придется поднять цену: одно судно обойдется заказчику примерно в 333 млн руб., а это слишком мало даже с учетом того, что верфь предлагает конкурентные на российском рынке цены.
Как рассказал “Ъ” директор КБ «Восток» (входит в состав ЦТСС), разработавшего с нуля концептуальный проект будущих судов под названием «Меркурий», Владимир Лисицкий, разработка концепта была осуществлена за 1,5 месяца. В данное время КБ начинает модульные испытания траулера-свежьевика в опытовом бассейне. «В нашем проекте мы удлинили рабочую палубу, применили новые решения в пропульсивной установке для экономии топлива, оптимизировали мощность лебедок для работы разноглубинными тралами»,— перечислил решения, предусмотренные в проекте господин Лисицкий.