"Наши лекарственные средства — пионеры в своих областях"

инновации

Павол Доброцки, генеральный директор российского подразделения одной из крупнейших немецких семейных фармкомпаний "Берингер Ингельхайм", работая в которой он приобрел профессиональный опыт в разных странах, убежден: при разработке новых препаратов необходимы не только знания, но и смелость. Лишь при таком подходе возможны открытия в терапевтических областях, где современная медицина пока бессильна, и создание препаратов, которые смогут изменить качество жизни пациентов.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Обмен активами

— На сайте вашей компании указано, что прошлый год был успешным. Благодаря чему?

— Да, для всей компании год был успешным, в первую очередь потому, что нам удалось завершить беспрецедентную сделку с "Санофи" по стратегическому обмену активами: ветеринарного подразделения "Санофи" ("Мериал") на безрецептурное подразделение "Берингер Ингельхайм". Это одно из самых значительных событий в истории нашей компании. Кроме того, практически в каждом направлении деятельности мы достигли поставленных целей.

Так, если говорить о нашей традиционной "сфере влияния" — пульмонологии (компания располагает более чем 100-летним опытом в области исследований и производства препаратов для лечения респираторных заболеваний.— "Ъ"), мы сохранили высокий уровень продаж препаратов для лечения хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). При этом один из них входит в круг наиболее часто назначаемых в мире препаратов для лечения ХОБЛ, а второй вышел на рынок совсем недавно и уже завоевал прочные позиции.

У компании сформирован портфель уникальных продуктов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, в частности острого ишемического инсульта и профилактики инсульта в целом, тромбоэмболии легочной артерии, инфаркта миокарда и так далее.

Идет активное развитие эндокринологического направления (сахарный диабет 2 типа). В свое время компания уже работала в этой области — один из препаратов до сих пор востребован на российском рынке. Несколько лет назад мы представили два инновационных продукта. Один из них не только снижает сахар в крови — это единственный на данный момент пероральный сахароснижающий препарат, который способствует снижению риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов с сахарным диабетом 2 типа на 38%. По мнению специалистов, это открыло новый подход к терапии диабета. Когда представители компании докладывали о результатах клинических исследований препарата два года назад на Европейском конгрессе эндокринологов, зал аплодировал стоя. Только подумайте об этих цифрах: снижение риска сердечно-сосудистой смерти на 38% — одну из трех жизней уже можно спасти! Кроме того, лекарство помогает снизить риск госпитализации пациентов с хронической сердечной недостаточностью на 35%.

Также в нашем портфеле есть препарат, который может применяться у пациентов с СД2 и любой степенью нарушения функции почек и печени без коррекции дозы. Такая особенность обусловлена уникальным механизмом выведения препарата из организма.

Плюс к тому мы работаем в области онкологии и занимаемся исследованиями в области заболеваний центральной нервной системы.

— В чем секрет успеха ваших препаратов?

— Думаю, прежде всего в том, что практически все наши лекарственные средства — пионеры в своих областях (например, мы разработали первый из пероральных антикоагулянтов прямого действия).

А некоторые не только первые, но и единственные! Причем многие годы, как, например, наш тромболитический препарат для лечения инсульта.

Препарат для терапии такого тяжелого редкого заболевания, как идиопатический легочный фиброз (ИЛФ), позволяет стабилизировать заболевание, облегчить участь пациентов.

Эти и другие инновационные лекарства хорошо приняты медицинским сообществом и пациентами по всему миру.

Стратегия успеха

— Для постоянного поиска нового необходимы не только знания, но и определенная смелость.

— Это так. Мы не боимся нового, снова деятельности компании — научные исследования и разработки. Можно с полным правом сказать, что уже более 130 лет инновации для нас — это образ жизни и движущая сила развития. Философия "Берингер Ингельхайм" — "Создание ценностей через инновации". Цель нашей деятельности — производство препаратов, способных повысить качество жизни пациентов.

Создание основы будущего препарата, молекулы,— это долгий и сложный процесс, состоящий далеко не из одних успехов. Однако и неудачи нельзя сбрасывать со счетов — они позволяют получить бесценные знания, которые в дальнейшем будут использованы для создания эффективных лекарств.

Несмотря на то что в последние годы компания достигла беспрецедентных успехов, быстро меняющаяся научная среда требует, чтобы мы уделяли все больше внимания актуальным медицинским потребностям и стремились к прорывам в науке.

Достаточно сказать, что в 2016 году компания инвестировала €3,1 млрд в исследования и разработки.

Особую актуальность в этой связи приобретают открытые инновации как ключевая стратегия всех 20 ведущих фармацевтических компаний мира, в список которых входит и "Берингер Ингельхайм".

Для компании открытые инновации — это совместный с партнерами процесс внедрения новшеств на пути к созданию лекарственных средств будущего.

— Где и как осуществляется научно-исследовательская деятельность?

— У компании четыре основных научно-исследовательских центра. Один из них находится в Германии в городе Биберах. Здесь ведутся разработки иммунологических препаратов, а также лекарственных средств для терапии сердечно-сосудистых, респираторных, метаболических заболеваний и болезней центральной нервной системы.

В центре, расположенном в городе Риджфилд в Коннектикуте, США, помимо других направлений внимание уделяется биологическим препаратам и иммунологическим исследованиям в онкологии.

Центр в столице Австрии, насчитывающий более 300 сотрудников, фокусируется на онкологии. А центр в Японии в Кобе занимается исследованиями фармакокинетики и ранними этапами разработки лекарственных средств.

— А почему в Японии? Несколько неожиданно... Насколько я знаю, в Японии работает не так много иностранных компаний.

— Так сложилось исторически, что у нас в Японии хороший бизнес. У японских ученых много достижений в области химии и биологии, там работают прекрасные исследователи.

Эффективное партнерство

— Самые успешные — компании, которые умеют выстраивать партнерские отношения с другими игроками фармацевтического рынка. С кем вы "дружите"?

— Инновационная деятельность компании строится на долгосрочных партнерских отношениях. Увеличивая инвестиционную поддержку исследований и разработок, мы уделяем все больше внимания сотрудничеству и расширению глобальной сети партнеров.

Хочу сказать, что для внешних инноваций с 2016 по 2020 год в бюджете компании предусмотрено около €1,5 млрд инвестиций.

Например, наше партнерство с компанией Evotec Inc., которое началось 13 лет назад для выявления и разработки инновационных лекарственных средств, в настоящее время приносит плоды. Первые проекты переходят из лаборатории в стадию клинических исследований, и мы ожидаем удивительных научных результатов.

Многолетний альянс по поиску и исследованию таргетных лекарственных средств для лечения заболеваний ЦНС, кардиометаболических, респираторных и других заболеваний, несомненно, принесет пользу обществу.

Надеюсь, совместными усилиями удастся установить новые стандарты лечения рака и подарить надежду пациентам и их семьям.

В области респираторных заболеваний мы сотрудничали с Pfizer, нашим партнером в области эндокринологии сейчас является компания Eli Lilly.

Также среди недавних примеров эффективного партнерства — глобальное сотрудничество с AbbVie для разработки перспективных иммунологических лекарственных препаратов (в частности, для лечения псориаза).

Что касается работы с научными центрами, "Берингер Ингельхайм" сотрудничает, например, с Йельским университетом, где совместная научно-исследовательская группа выявляет новые иммуномодуляторы для применения при онкологических, аутоиммунных и респираторных заболеваниях.

"Стоп-Инсульт"

— Насколько российские врачи осведомлены о результатах ваших исследований, о новых препаратах?

— Наша компания тесно сотрудничает с профессиональными сообществами врачей, с ведущими экспертами, мы участвуем в различных научных конференциях, проходящих в стране.

Сейчас, например, в ряде регионов мы проводим серию научных мероприятий под названием "Курсор", на которых российские и зарубежные эксперты рассказывают практикующим врачам о новостях в эндокринологии, новых исследованиях, инновационных подходах к терапии пациентов с сахарным диабетом 2 типа и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Такие мероприятия уже прошли в четырех городах: Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, до конца года состоятся еще в двух — в Казани и Новосибирске.

Один из важных проектов в сфере социальной ответственности, который поддерживает наша компания в России,— социально-образовательный проект "Стоп-Инсульт". В рамках этого проекта проводятся просветительская работа для населения и образовательная кампания для специалистов.

— Компания является социально ответственной, какие еще проекты в этом направлении она поддерживает?

— Я могу сказать: везде, во всех странах, где есть представительства нашей компании, мы поддерживаем или инициируем социальные проекты. Например, есть глобальная программа поддержки людей с ограниченными возможностями. Как вы понимаете, и для России эта проблема актуальна. У нашей компании есть контракт с курьерской службой, где работают люди с нарушением слуха. Мы также проводим акции по поддержке детских домов, домов престарелых, учреждений для детей с ограниченными возможностями, поддерживаем социальные стартапы.

По пути инноваций

— Безусловно, многое зависит от руководителя. У вас был опыт во многих подразделениях компании. Отличается ли работа в России от работы в других странах? Что помогает и что, возможно, мешает добиваться еще больших успехов?

— В целом культура компании "Берингер Ингельхайм" одинакова во всех странах мира. Поэтому для меня было несложно адаптироваться к работе в России. Одна компания, одни процессы и системы, "правила игры".

Новый опыт для меня в том, что Россия — огромная страна со стремительно меняющимися реалиями жизни, в том числе в области законодательства. Для того чтобы знать и понимать, что происходит, адекватно реагировать и успешно развиваться, нужна команда настоящих профессионалов. Один человек, без команды много не сможет.

— На чем компания "Берингер Ингельхайм" собирается сосредоточиться в дальнейшем? Куда будут направлены основные усилия?

— У нас сейчас два подразделения: рецептурных препаратов и ветеринарных. Мы намерены развивать каждое из них.

Если говорить о рецептурных лекарственных препаратах, будем активно работать в области эндокринологии и онкологии, продолжим работу по профилактике и терапии инсульта, в области терапии ХОБЛ и ИЛФ. Также компания будет продолжать исследования за рамками основных терапевтических областей своей деятельности — в сферах, где медицина пока бессильна, то есть продолжать идти по пути инноваций.

Беседовала Алена Жукова

Ключевой элемент

Немецкая частная компания "Берингер Ингельхайм" входит в список 20 ведущих мировых фармацевтических предприятий, по всему миру в ней работают около 50 тыс. сотрудников.

На российском рынке "Берингер Ингельхайм" работает уже 25 лет. Деятельность компании, основанной в 1885 году семьей Берингер и по-прежнему находящейся в семейном владении, сосредоточена на научных медицинских исследованиях, разработке и производстве инновационных лекарственных препаратов для людей и животных. Штаб-квартира находится в городе Ингельхайм, Германия.

В 2016 году "Берингер Ингельхайм" достигла чистого объема продаж в €15,9 млрд. Более €3 млрд (19,6% от объема продаж) компания расходует на исследования и разработки. Ключевой элемент корпоративной культуры "Берингер Ингельхайм" — приверженность идее социальной ответственности бизнеса. Это предполагает участие в широком спектре социальных проектов, например таких, как инициатива "Сделаем мир здоровее", а также заботу о сотрудниках. Основу сотрудничества составляют взаимное уважение, равные возможности и гармонизация карьерного роста и семейных ценностей. Компания также уделяет большое внимание охране окружающей среды и устойчивому развитию во всей своей деятельности.

Международный уровень

Павол Доброцки, генеральный директор "Берингер Ингельхайм" в России, обладает большим опытом работы в фармацевтической отрасли на международном уровне.

Павол начинал карьеру в области научных разработок, а затем стал заниматься развитием фармацевтического бизнеса. В 1991 году получил степень магистра в области фармакологии в Университете имени Коменского в Братиславе, Словакия, там же в 1992-м получил степень доктора в области клинической фармакологии, а в 1994 году степень доктора наук (PhD) в области фармакологии. В 2001-м прошел курс МВА в Высшей школе бизнеса Джозефа Каца в Университете Питсбурга, США. В компании "Берингер Ингельхайм" Павол работает с 1998 года. За это время приобрел богатый опыт работы в разных странах на различных руководящих постах. Работу в компании начал с должности генерального директора подразделения в Словакии, затем занимал должности в департаменте маркетинга подразделения рецептурных препаратов регионального центра в Вене. Также Павол руководил подразделением рецептурных препаратов в регионе, включающим страны от Швейцарии до Израиля. До декабря 2014 года возглавлял Глобальный проект IRMA по оптимизации региональных структур управления компании. В марте 2015 года Павол Доброцки был назначен генеральным директором "Берингер Ингельхайм" в России. Женат, воспитывает двух дочерей.

Вся лента