Потребители оценили дефицит вагонов
По их мнению, масштаб проблемы преувеличен
Совет потребителей услуг ОАО РЖД не считает ситуацию с дефицитом полувагонов критической — в отличие от «Опоры России», ранее обратившейся к вице-премьеру Аркадию Дворковичу и главе ОАО РЖД Олегу Белозерову с просьбой разобраться с дефицитом. По данным Совета потребителей, для решения локальных проблем с вывозом щебня нужно всего 500 полувагонов, и их уже готовятся предоставить, а высокие ставки их аренды — явление временное, порожденное спросом со стороны угольщиков, которое уже в 2018 году подвергнется коррекции.
21 ноября комитет по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД обсудил ситуацию с дефицитом вагонов и признал, что она не так остра, как ранее сообщила «Опора России». Президент «Опоры России» Александр Калинин 16 ноября направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу и гендиректору ОАО РЖД Олегу Белозерову письма, в которых сообщил об обеспокоенности организации ситуацией на рынке перевозок полувагонами. По словам главы «Опоры России», в большинстве регионов имеются проблемы в сфере вывоза готовой продукции и завоза сырья — в частности, в области строительных и лесных грузов, промышленного сырья и цемента (падение погрузки в октябре относительно августа на 11,6-31,9% в зависимости от отрасли). В сентябре-октябре, писал господин Калинин, в полувагонах не вывезено 3 млн тонн готовой продукции, с 1 января — 5 млн тонн. «Предприятия не могут выполнить обязательства перед своими заказчиками, вынуждены нести убытки, подвергаться штрафам и ограничивать объем выпускаемой продукции»,— отмечал он в письме, подчеркивая, что ряд предприятий находится в предбанкротном состоянии.
Однако члены Совета потребителей и эксперты его профильного комитета, обсудив на заседании обращение господина Калинина, «высказали общее мнение, что проблема дефицита полувагонов не настолько масштабна и не носит системного характера», сообщили “Ъ” в Совете потребителей. По мнению экспертов, отмеченное в письме снижение объемов погрузки в октябре 2017 года к августу носит сезонный характер и сопоставимо с показателями 2016 года — пик спроса на полувагоны приходится на третий квартал. При этом, отмечают в Совете потребителей со ссылкой на данные Росстата, за десять месяцев 2017 года производство щебня в России выросло на 3%, а сложности с отгрузкой насыпных строительных грузов наблюдались только в отдельных регионах — по данным Минтранса, в Челябинской области и Карелии.
Дефицит вагонов для вывоза этих объемов составляет около 500 единиц, говорят в Совете потребителей. «Представители ОАО РЖД и ФГК (Федеральная грузовая компания, дочерний оператор ОАО РЖД. — “Ъ”) подтвердили на совещании, что в отношении этих регионов уже приняты соответствующие решения, и в ближайшее время необходимый парк будет предоставлен грузоотправителям»,— сообщает Совет потребителей. Одновременно с этим, по мнению членов Совета потребителей, наблюдающийся в 2017 году рост ставок аренды полувагонов является «временной ситуацией, связанной с адаптацией рынка к повышенному спросу на вагоны со стороны экспортеров угля из-за благоприятной мировой конъюнктуры». По оценкам Минтранса, сообщают в партнерстве, уже в 2018 году ожидается избыток парка на уровне 4-5 тыс. единиц, который приведет к коррекции ставок аренды, что повысит доступность вагонов для производителей щебня.
Почему реформа ОАО РЖД может откатиться назад
Столкнувшись с проблемой невывоза грузов, ФАС предложила отказаться от реформы ОАО РЖД и вернуть монополии резервный парк вагонов. По мнению службы, ОАО РЖД и ее дочерняя Федеральная грузовая компания не сдержали, а, напротив, способствовали завышению цен на вагоны.