Времена и герои Дмитрия Хворостовского

Музыка Георгия Свиридова

Сольный концерт на Красной площади, 2004 год

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Чаще всего бывает так, что оперные певцы решаются представлять международной публике новый, непривычный, нешлягерный репертуар лишь в зените карьеры, уже располагая кредитом совершенно безоговорочного доверия. Однако Дмитрий Хворостовский именно что в первые годы своего интернационального взлета фактически открыл для западной аудитории имя Георгия Свиридова. В 1994-м он исполнил в Лос-Анджелесе «Отчалившую Русь» — созданный еще в конце 1970-х свиридовский вокальный цикл на стихи Сергея Есенина. Хворостовский же стал первым исполнителем вокального цикла «Петербург» (на стихи Блока), который Свиридов посвятил певцу. Произведения были тепло приняты за Западе, но и для российского слушателя именно исполнительские усилия Хворостовского помогли в важный для переосмысления отечественного музыкального наследия момент совершенно по-новому оценить свиридовское творчество. К которому певец потом обращался не раз в концертных программах и в студии звукозаписи.

«Песни военных лет»

Главным неоперным проектом Хворостовского, при всей репертуарной широте его концертных выступлений (а он пел среди прочего и духовную музыку, и классическую камерную лирику, и неаполитанские песни), стали «Песни военных лет». Он пел их и в Кремлевском дворце, и на концертных площадках в регионах, и на Красной площади — в 2004-м, когда именно концерт Хворостовского стал первым выступлением российского оперного артиста на статусной площадке под стенами Кремля. В 2003 под заголовком «Where Are You, My Brothers» (так для англоязычной аудитории было переведено название песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане») запись «Песен» с участием Государственного академического камерного оркестра под управлением Константина Орбеляна была выпущена на CD лейблом Delos. В подборку вошли песни военной тематики разных лет, от «Где-то далеко» Таривердиева до «Казаков в Берлине» братьев Покрасс. Востребованная как часть праздничного официоза и в то же время всенародно популярная программа, по словам самого певца, была посвящена памяти его бабушки и дедушки. В последний раз «Песни военных лет» прозвучали в Москве в 2016 году.

Кадр из фильма «Дон Жуан без маски», 2000 год

Фото: youtube.com/CBC film

«Дон Жуан»

Несмотря на бесчисленное количество вердиевских ролей, в творчестве Хворостовского был период, когда он уверенно заявлял о себе как моцартовский баритон. И в этом смысле трудно представить себе более подходящего для него персонажа, чем Дон Жуан. С этой партией он выступил на Зальцбургском фестивале в 1999-м, на исходе интендантства Жерара Мортье. Впрочем, героичность моцартовского соблазнителя в спектакле знаменитого итальянского режиссера Луки Ронкони оказывалась под сомнением: на протяжении оперы Дон Жуан все старел и старел, появляясь в финале в виде немощного калеки на инвалидной коляске. К остросовременной оперной режиссуре певец с тех пор относился скептически, да и сам характер его артистизма вряд ли мог казаться подходящим для режиссерских поисков. В том же 1999-м Хворостовский принял участие еще в одном неожиданном проекте, связанном с моцартовской оперой: это был канадский телефильм «Дон Жуан без маски» (известен также под названием «Месть Лепорелло»). В сокращенной до 55 минут версии оперы, поставленной в жанре «кино в кино», певец в соответствии с собственным замыслом играл сразу две роли — и Дон Жуана, и Лепорелло.

«Демон» Рубинштейна в зале Чайковского, 2015 год

Фото: Фото предоставлено пресс-службой московской филармонии

«Демон» Антона Рубинштейна

Осенью 2011 года Дмитрий Хворостовский в числе других мировых звезд принимал участие в концерте по случаю открытия исторической сцены Большого театра. Но в спектаклях Большого так и не успел поучаствовать — его планировавшееся на прошлый год выступление в «Дон Карлосе» Верди пришлось отменить из-за состояния здоровья певца. Так что последней полномасштабной оперой, прозвучавшей в Москве с его участием, стал «Демон» Антона Рубинштейна. Оперу в феврале 2015 года исполнили на сцене Концертного зала имени Чайковского, но не в чисто концертной, а полусценической версии, придуманной режиссером Дмитрием Бертманом. Теперь событие кажется особенно важным не только в силу того, что оно оказалось одним из последних появлений артиста на московской сцене. Обращение к «Демону», инициатором которого был сам Хворостовский, перекинуло символический мост к временам расцвета дореволюционной вокальной школы: заглавную партию в «Демоне» пели едва ли не все знаменитые баритоны конца XIX — начала XX века начиная с Павла Хохлова.

«Риголетто» в «Новой Опере», 2000 год

Фото: Александра Чумичева/ТАСС

«Риголетто»

Дебютом Хворостовского на театральной сцене стал в 1985 году «Риголетто» Джузеппе Верди — еще в Красноярске, где юный певец исполнил обычную для начинающих баритонов маленькую партию Марулло. Уже в статусе признанной знаменитости он пел самого Риголетто на всех титулованных оперных сценах, захватив притом и Москву, где вердиевскую оперу с Хворостовским в главной роли представил в 2000 году Евгений Колобов. Теперь, в ноябре 2017-го, «Риголетто» стал последней из полных записей с участием певца. Шут-горбун, несчастный заложник страстишек мантуанского герцога и придворного бессердечия, вроде бы не та роль, которая вяжется с популярным обаянием оперного секс-символа. И все же Риголетто, наряду с Родриго («Дон Карлос»), Ренато («Бал-маскарад») и другими героями Верди, стал одним из важнейших образов для Хворостовского-артиста, остававшегося, в сущности, эталоном глубоко традиционной культуры европейского оперного театра, в которой на переднем плане оказывались актерский талант, интуиция, опора на вокальную сторону образа и индивидуальный темперамент.

Баритон для миллионов

В Лондоне в возрасте 55 лет скончался от онкологического заболевания один из знаменитейших оперных артистов своего поколения — российский баритон Дмитрий Хворостовский.

Читать далее

Вся лента