Улетит вдруг волшебник
Инвестор вертолетного такси в Перми отказался от проекта
ООО «Авиа-Альянс Пермь», планировавшее организовать в Пермском крае сеть посадочных площадок и работу вертолетного такси, заявило о ликвидации компании. ООО было родственно российскому дилеру вертолетов Robinson «Аэросоюз». В прошлом году соглашение о реализации этого проекта стоимостью около 900 млн руб. заключило краевое минэкономразвития. В головном офисе инвестора решение не комментируют, а в правительстве заявили о том, что нашли нового партнера. Эксперты в отрасли уверены, что без госзадания частным компаниям невыгодно ни строительство площадок, ни организация вертолетных перевозок.
ООО «Авиа-Альянс Пермь», которое планировало реализовать в Прикамье проект по строительству вертолетных площадок и организовать авиатакси, вступило в процедуру ликвидации. Информация об этом содержится в СПАРК. Общество было зарегистрировано в Перми в сентябре 2017 года, учредителями выступили столичное ООО «Авиа-Альянс» (99%) и Тимофей Матисон (1%), который стал директором авиакомпании, а теперь является ее ликвидатором. Стоит отметить, что господин Матисон возглавляет ряд обществ, близких к российскому дилеру вертолетов Robinson «Аэросоюз» — ООО «Аэросоюз-Девелопмент» (Москва) и «Аэросоюз-Башкирия». Тимофей Матисон значится также гендиректором материнской компании «Авиа-Альянс». Общество зарегистрировано 24 июля 2017 года в Ленинградской области. Головной компанией является ООО «Химтранс».
В 2016 году минэкономразвития края и ЗАО «Вертолетная компания „Аэросоюз“» (ныне АО «Хелипорт Волен») подписали инвестиционное соглашение о создании и развитии вертолетных центров (площадок) на территории Пермского края. Согласно проекту, компания должна была осуществлять пассажирские и туристические перевозки, к началу 2019 года построить тренировочные центры, клиентские сооружения. В качестве точек для возможного размещения площадок назывались Губаха, Березники, Чайковский, а также ряд других населенных пунктов. Компания планировала вложить в проект до 900 млн руб., создать около 100 рабочих мест, организовать регулярные перевозки и открыть вертолетную школу.
Подобные проекты авиахолдинг уже реализовал в Волгограде, Уфе и Москве, планирует — в Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре, Орле. Тогда же обсуждался вопрос об открытии в Перми обособленного подразделения компании для уплаты налогов.
В октябре, по данным арбитражного суда Москвы, АО «Хелипорт Волен», в прошлом ЗАО «Вертолетная компания „Аэросоюз“», вошло в процедуру банкротства.
В беседе с „Ъ-Прикамье“ Тимофей Матисон сообщил, что уволился со всех постов в компании, поэтому не располагает оперативной информацией о решении нового руководства. За комментариями он порекомендовал обратиться к «акционеру» компании Игорю Шевченко, который до 2013 года единолично владел ООО «Химтранс». В беседе с „Ъ-Прикамье“ господин Шевченко отказался комментировать ликвидацию ООО «Авиа-Альянс Пермь», однако отметил, что готов возобновить разговор на эту тему в 2018 году.
В министерстве экономического развития Пермского края на запрос „Ъ-Прикамье“ сообщили, что ведомству известно о нахождении ООО «Авиа-Альянс» в стадии ликвидации. При этом из ответа министерства следует, что власти нашли некоего нового партнера для реализации этого проекта. «Информацию о планируемом к реализации проекте мы не разглашаем без согласия инвестора. Как только инвестор будет готов огласить свои планы относительно реализации инвестиционного проекта на территории Пермского края, мы сообщим», — заявили в ведомстве.
Источник „Ъ-Прикамье“, знакомый с ситуацией, пояснил, что нового инвестора для такого проекта найти крайне сложно. «У той компании есть технологии, навыки и компетенции. „Аэросоюз“ сам вышел на Пермь, предложил проект на 900 млн руб. с реализацией первого этапа в 2018–2019 годах, заявили пять площадок. Но город Пермь, главный в регионе, площадку не выделил, тогда как Березники, ЗАТО Звездный, Лысьва, Чайковский оперативно сформировали свои предложения, потому как понимали, что это существенное улучшение инфраструктуры, возможность для турпотока. Но Пермь отказалась, взаимодействие прекратилось. С инвестором надо уметь работать», — отметил источник.
Собеседник усомнился также, что региональное минэкономразвития действительно нашло нового инвестора: «Сомневаюсь, что кто-то уже есть. Это очень дорогостоящий проект за счет частных средств». По его словам, версия о том, что потенциальный инвестор может располагать иностранным капиталом, маловероятна в связи с тем, что таким компаниям важна характеристика делового климата региона. «Обычно такие компании обращают внимание на кредитный рейтинг Fitch, для них это важно. Пермский край был включен в этот рейтинг, но сейчас этим власти не пользуются», — заключил источник.
Экс-заместитель директора по коммерции авиакомпании «Геликс» Владимир Степанов считает, что частному инвестору в данных условиях нет смысла вкладываться в развитие посадочных площадок. По его словам, это потребует инвестирования значительных средств в их строительство, благоустройство и обеспечение требований безопасности. «С существующим воздушным трафиком сложно представить, что этот проект когда-нибудь будет приносить прибыль», — уверен господин Степанов. Эксперт отметил, что содержание площадок экономически оправданно в северных регионах страны, где из-за проблем с дорожной инфраструктурой развиты авиаперевозки, прежде всего вертолетные. Что касается Пермского края, то, по мнению Владимира Степанова, краевые власти теоретически могут заинтересовать вертолетных перевозчиков инвестировать средства в развитие площадок, но лишь при гарантии получения контрактов на выполнение авиаработ на несколько лет. Возможность роста деловых и туристических вертолетных перевозок в Прикамье Владимир Степанов оценивает скептически.
Бизнесмен Александр Флегинский, который содержит посадочную площадку в Луговском, говорит, что на текущий момент не видит смысла в инвестировании средств в строительство площадок и развитие вертолетных перевозок. «Такие возможности были в 2007 году, до начала кризиса, тогда был оптимизм», — рассказал господин Флегинский.