Саад Харири забрал заявление об уходе
Ливанский премьер предпочел сохранить свой пост
Премьер-министр Ливана Саад Харири, отказавшийся уйти со своего поста, на этой неделе представит «дорожную карту» выхода из политического кризиса, вызванного его предыдущими заявлениями об отставке. Ставший мировым ньюсмейкером после своего неожиданного демарша в Эр-Рияде, Саад Харири сделал новый резкий разворот, по возвращении домой пообещав возглавлять правительство вплоть до парламентских выборов мая будущего года. Вопреки обещаниям скорой политической нормализации, возвращение Саада Харири создает в Ливане ситуацию двоевластия, сулящего новый виток борьбы за власть. Второй центр силы, противостоящий Сааду Харири,— организация «Хезболла», еще больше укрепившая свои позиции за время его трехнедельного отсутствия в стране.
О своем намерении в 48-часовой срок разработать и представить «дорожную карту» выхода из политического кризиса в Ливане премьер Харири сообщил, обращаясь к толпе своих ликующих сторонников у его резиденции в Бейруте. Звучавшие на митинге патриотические лозунги Саада Харири сопровождались его призывами «вместе защищать стабильность и арабский характер Ливана» и «предпринять исключительные усилия, чтобы уберечь страну от грозящих ей опасностей».
Несмотря на то что Саад Харири ни разу не упомянул те внешние и внутренние силы, от которых исходит угроза его стране, упоминание необходимости сохранить «арабский характер Ливана» стало завуалированной отсылкой к его речи от 4 ноября, прозвучавшей в ходе визита в Саудовскую Аравию.
Напомним, что в Эр-Рияде Саад Харири сделал сенсационное заявление о намерении уйти в отставку, необходимость которой он тогда мотивировал угрозой его жизни, исходящей от действующей в Ливане шиитской организации «Хезболла» и стоящего за ней Ирана. В своем обращении Саад Харири предупредил о подрывной деятельности Тегерана против не только Ливана, но и всего арабского мира. При этом он особо выделил участие «Хезболлы» в вооруженном конфликте в Йемене на стороне шиитских повстанцев хуситов, которых также поддерживает Иран. Им противостоит поддерживающая президента Йемена Абд-Раббу Мансура Хади коалиция суннитских государств, возглавляемая как раз Саудовской Аравией (см. “Ъ” от 15 ноября).
Впрочем, последовавшие за этим визит Саада Харири в Париж и его переговоры с французским президентом Эмманюэлем Макроном, а также активные контакты с другими зарубежными политиками позволили избежать дальнейшей эскалации и обеспечили условия для его возвращения домой к торжествам по случаю Дня независимости, отмечаемого 22 ноября.
Последующие консультации с президентом Ливана Мишелем Ауном и другими ведущими политиками страны позволили достичь договоренности о том, что Саад Харири останется на посту главы коалиционного правительства вплоть до очередных парламентских выборов, намеченных на май 2018 года. После первого заявления Саада Харири, сделанного в Эр-Рияде, президент Аун сообщил, что не примет отставку премьера, пока не встретится с ним лично. Аналогично высказывались и ключевые члены правительства, в то время как многочисленные сторонники Саада Харири требовали не просто его возвращения, а возвращения в кресло премьера.
Примечательно, что изменению позиции Саада Харири, вначале внезапно анонсировавшего свою отставку, а спустя три недели столь же неожиданно решившего дать задний ход, предшествовало заявление наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана. Кронпринц и близкий друг Саада Харири, который сегодня фактически управляет Саудовской Аравией, сообщил, что не возражает против того, чтобы господин Харири и дальше возглавлял ливанское правительство.
По одной из наиболее распространенных версий, возникших в ходе пребывания Саада Харири в Саудовской Аравии, его ухода добивался Эр-Рияд, рассчитывавший использовать эту историю, чтобы обвинить Иран в дестабилизации в Ливане и в регионе в целом и мобилизовать против него арабский мир.
По другой версии, угрозой отставки Саада Харири Эр-Рияд посылал «Хезболле» и ее покровителям сигнал: «Если вы хотите, чтобы в Ливане была стабильность, уйдите из Йемена». На какие-либо видимые уступки «Хезболла» не пошла, однако в четверг Саад Харири, выступая перед журналистами после открытия ежегодной арабской банковской конференции в Бейруте, вновь заявил о необходимости изменений. «Ситуация требует от нас поставить интересы Ливана превыше всего, вернуться к политике нейтралитета не на словах, а на деле и исправить отношения с арабскими братьями»,— сказал он.
Решение Саада Харири остаться на своем посту было воспринято в регионе и в мире в целом как признак преодоления острой фазы ливанского кризиса. В Вашингтоне заверили, что США «приветствуют возвращение ливанского премьера» и выражают поддержку «суверенитету и независимости» страны. «Дальнейшие консультации с премьер-министром Харири состоятся в ближайшем будущем»,— говорится в заявлении Госдепа США. В свою очередь, официальный представитель МИД Германии Мария Адебар призвала все силы в Ливане «работать над сохранением единства» и «завершить фазу политической неопределенности».
Однако надежды на скорое разрешение ливанского кризиса могут оказаться преждевременными. «Возвращение Саада Харири неизбежно повлечет за собой новый виток борьбы за власть. С одной стороны, мы наблюдаем происшедшую консолидацию в лагере премьера, который после возвращения в Бейрут и сохранения своего кресла становится более влиятельной фигурой. С другой стороны, Сааду Харири противостоит влиятельная шиитская организация “Хезболла”, которая также укрепила свои позиции за время его отсутствия в стране, достигнув договоренности о взаимодействии с рядом политических сил»,— пояснил “Ъ” профессор факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. По мнению эксперта, это означает, что по мере приближения к парламентским выборам будущего года противостояние в Ливане, подогреваемое ключевыми внешними игроками — Саудовской Аравией и Ираном, будет нарастать.