Больше, чем заправка
топлливный рынок
Острая конкуренция на топливном рынке вынуждает компании развивать сопутствующий ассортимент, улучшать сервис и запускать на рынок инновационные продукты с большей добавленной стоимостью, такие как бензин ЭКТО от ЛУКОЙЛа.
Один из участников этой отрасли заметил, что рентабельность сопутствующего бизнеса, представленного на современной АЗС, в разы больше топливной составляющей. Например, для товаров из магазина при станции рентабельность может составлять до 30%, для продукции кафе — доходить до 50%.
Доходы от сопутствующего бизнеса уже сейчас могут покрывать до 70% операционных расходов. И в ближайшие годы эта цифра может вырасти до 100%.
К тому же, как показывают исследования топливных компаний, автомобилисты в два раза чаще посещают те автозаправочные комплексы, которые предлагают больший комплекс дополнительных услуг.
Бензин в аптеках
Откровенно говоря, в продаже сопутствующих товаров на АЗС нет ничего нового. В большинстве стран мира уже практически невозможно встретить АЗС, где предлагали бы исключительно топливо.
Например, в США распространены трак-стопы или тревэл-центры (travel center), в которых собственно заправка является лишь частью комплекса, включающего в себя услуги стоянки для большегрузных автомобилей дальнобойщиков, центры отдыха и досуга для семей, кафе и магазины.
Кстати, стоит вспомнить, что впервые бензин и другие виды топлива начали продавать в аптеках, поскольку для хозяина аптеки это был дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом.
Первой газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц, жена Карла Бенца, наполнила бак первого автомобиля в 1888 году.
В Европе заправки, занимающиеся только реализацией топлива, практически отсутствуют. В Германии почти 90% заправок оборудованы магазинами, годовой оборот которых превышает €6 млрд.
Кроме того, в Европе на автомойки приходится от 14% до 16% от прибыли всей АЗС. Каждя третья заправка имеет на своей территории мотель.
В небольших городах Германии благодаря тому, что АЗС имеют магазины, кафе и работают 24 часа в сутки, они служат центром проведения досуга. Здесь отмечают дни рождения и праздничные даты, что тоже приносит неплохой доход.
Так или иначе, в условиях, когда эксперты предрекают рост стоимости топлива в России, компаниям придется искать источник дополнительных доходов, и он, несомненно, кроется в сопутствующих товарах.
Одним из источников роста доходов АЗС в России может стать продажа алкоголя. Это предложение обсуждается в экспертном сообществе.
Весной Общественная палата поддержала законопроект "Об отмене запрета на розничную продажу пива и слабоалкогольной продукции на АЗС". Положительное заключение на это решение уже дали Минюст, Минфин, ФАС, Российский топливный союз.
Представители ведомств убеждены, что запрет на продажу слабоалкогольной продукции привел к тому, что с 2012 года, когда он был введен, экономическое состояние АЗС заметно ухудшилось. Финансовые потоки просто перенаправили в магазины, которые расположены вдоль дорог — именно они выиграли от наступившего запрета. При этом увеличились объемы фальсификата — некоторые нечистые на руку владельцы частных придорожных магазинов и кафе не могли не воспользоваться ситуацией.
Кроме того, запрет на продажу алкоголя на АЗС не привел к желаемым результатам. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов во время заседания Общественной палаты отметил, что снижения уровня ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения, не произошло. Если в 2011 году было совершено 12 252 ДТП в состоянии алкогольного опьянения, то в 2016 году — 15 136.
Ключевой выбор и лояльность
В октябре консалтинговая компания Profpoint опубликовала исследования, согласно которым качество топлива, цена и местоположение АЗС являются базовыми факторами выбора клиента.
В то же время состояние АЗС, работа персонала и предоставление дополнительных услуг (кафе, магазин) — это ключевые факторы, непосредственно влияющие на уровень удовлетворенности и лояльности клиентов.
Конкурентная среда рождает премиальные продукты и премиальные услуги. Например, несколько месяцев назад компания ЛУКОЙЛ начала продажи нового усовершенствованного топлива — автомобильного бензина премиум-класса ЭКТО 100.
ЭКТО 100 пришел на смену топливу ЭКТО Sport 98. Новинка позволяет до 10% повысить мощность двигателя, до 7% увеличить динамику разгона автомобиля.
Комплексные испытания, проведенные в самом авторитетном в России автомобильном научном центре НАМИ, подтвердили значительные преимущества автомобильного бензина ЭКТО 100 по сравнению с Аи-98.
Владельцам мощных машин понравится то, что использование ЭКТО 100 дает реальную возможность сократить расход топлива.
Инновации в продажах
В России заработало новое мобильное приложение, которое позволит произвести заправку не выходя из машины.
Программа предельно проста в использовании. Достаточно один раз зарегистрироваться в ней, указав данные банковской карты. Подъехав к заправке, водитель выбирает на экране гаджета номер колонки, количество литров топлива или сумму в денежном эквиваленте, на которую он рассчитывает пополнить бак.
Далее он сообщает информацию работнику заправки. Если на АЗС используется предоплатная система, водитель выбирает способ платежа в приложении и дает команду "оплатить". Пистолет в бак вставляет оператор колонки. Чтобы начать заправку, оператору колонки достаточно убедиться в произведенной оплате, посмотрев на экран телефона водителя.
При этом важно внимательно вводить данные колонки, чтобы не заплатить за соседа. Кстати, если вдруг у автовладельца по какой-то причине отключился мобильный интернет, это не станет проблемой на тех заправочных станциях ЛУКОЙЛа, где есть бесплатный Wi-Fi.
Революционное мобильное приложение работает только на АЗС группы ЛУКОЙЛ, которых в России насчитывается 2250 штук. По данным агентства "Автостат", на них заправляется почти половина российских водителей (46,2%).
"Звездность" АЗС
Вполне возможно, что в ближайшее время в России может появиться классификация АЗС по звездности. Что-то вроде оценки отелей. Росстандарт совестно с Федерацией автомобилистов России работает над критериями звездности автозаправок. Разумеется, качество топлива будет самым главным маркером.
Предполагается, что система оценки АЗС будет пятиуровневой и получит название "Звезды сервиса". За основу предлагается взять следующие критерии: оплата по картам, туалетная комната, магазин, помощь при заправке, кафе.
"Звезда сервиса" будет присуждаться каждой заправке, получить ее можно только при наличии определенного набора услуг. Право на очередную звезду возникает лишь при введении новых качественных услуг.
В любом случае конкуренция и современные технологии будут только способствовать тому, что потребитель получит услуги высокого качества, а АЗС — лояльных клиентов.