Подмосковье открывает платный переезд
Для водителей, готовых пересекать железные дороги быстро и за деньги, построят особые путепроводы
Первые платные путепроводы, избавляющие водителей от необходимости ждать проезда электрички на переездах, появятся в Московской области уже в следующем году. Тарифы установят в пределах 42–168 руб. в зависимости от транспортного средства. А в 2022 году в Подмосковье, скорее всего, построят и первую региональную платную дорогу, которая свяжет Ярославское и Дмитровское шоссе, проезд по ней обойдется в 160 руб.
На сайте госзакупок опубликованы два предложения инвесторов (так называемые частные концессионные инициативы) в области дорожного строительства в Подмосковье. ООО «Четвертая концессионная компания» предлагает построить 16-километровую дорогу Виноградово—Болтино—Тарасовка, которая соединит Ярославское и Дмитровское шоссе. Стоимость проекта оценивается в 30 млрд руб., максимальный тариф за проезд составит 160 руб. для легковых автомобилей (то есть 10 руб. за километр). Дорога может быть построена в 2022 году. Другая инициатива исходит от ООО «Мостальянс». Компания готова примерно за 1 млрд руб. построить в 2020 году путепровод через железную дорогу на Можайском шоссе (вблизи поселка Спутник). Тариф будет варьироваться от 42 до 168 руб. (для грузовиков дороже). «Мостальянс» предложил построить еще платный путепровод через железную дорогу в Раменском районе, но тарифы в документах не указаны.
Частная концессионная инициатива — новый способ привлечения средств в инфраструктурные проекты, введенный в 2015 году. Раньше проекты платных дорог реализовывались в основном путем поиска инвесторов через традиционные конкурсные процедуры. Региональные инициативы часто оказываются «непродуманными и плохо структурированными», в итоге инвесторы туда не приходят, указывают опрошенные “Ъ” эксперты. В случае с концессионной инициативой компания сама выступает с офертой, госорганы ее изучают, публикуют на торговой площадке, объясняет “Ъ” юрист компании Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Если появляются и другие компании, заинтересованные в реализации проекта, объявляется конкурс; если их нет, соглашение заключается с инициатором. В случае с проектами новой платной дороги и путепровода уже объявлен конкурс: концедентом выступает министерство инвестиций и инноваций Московской области. До сих пор платные дороги ассоциировались у автомобилистов в основном с деятельностью госкомпании «Автодор» (федеральные проекты ЦКАД, М11, объезд Одинцово), региональные частные трассы — пока редкость
Отметим, ранее минтранс Московской области заключил два концессионных соглашения с ООО «Подмосковная платная дорога» (старое название ООО Е.С.К.) по строительству платных путепроводов — в поселке Саввинская Слобода (Одинцовский район) и в районе платформы Акулово (Наро-Фоминский район). Оба объекта планируется открыть для движения в 2019 году, тарифная вилка — 42–168 руб.
В области с 2013 года реализуется программа «Свободный переезд» по строительству на бюджетные деньги (63 млрд руб.) путепроводов с бесплатным проездом: 14 объектов из 19 уже построены (в конце сентября открыт путепровод в Долгопрудном), по трем до конца года откроют движение, еще несколько ожидаются в 2018–2019 годах. Всего в регионе около 700 одноуровневых переездов, проблемными считаются около 100.
Заместитель главы общественного совета при подмосковном минтрансе Андрей Мухортиков поддержал идею платных путепроводов с сохранением бесплатной альтернативы: «Будут ли ими пользоваться, покажет практика. Если экономия времени будет существенная, люди предпочтут заплатить, нежели стоять в пробке, но, если речь будет идти лишь о пяти—десяти минутах, часть водителей предпочтет сэкономить». При этом, отмечает господин Мухортиков, бесплатные железнодорожные переезды можно реконструировать, увеличив количество полос для движения, а также пересмотреть фазы открытия шлагбаумов, заменить покрытие, потратив около 10–50 млн руб. на каждый объект. «В 90% случаев этого будет достаточно, чтобы переезд поехал,— говорит он.— Сэкономленные средства можно было бы пустить в строительство путепроводов в тех местах, где без них не обойтись».