Искусство непростой судьбы
Дмитрий Буткевич — о рок-опере «Преступление и наказание» и фильме «Про рок»
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о двух произведениях непростой судьбы — рок-опере «Преступление и наказание», написанной Андреем Кончаловским и Юрием Ряшенцевым при участии Марка Розовского с музыкой Эдуарда Артемьева и фильме «Про рок» Евгения Григорьева.
Сегодняшнюю афишу я хочу посвятить не изобразительному искусству, а искусству театра и кино. Так случилось, что я только что посетил два представления из этого сегмента визуального творчества. В «Театре мюзикла» смотрел рок-оперу «Преступление и наказание», написанную Андреем Кончаловским и Юрием Ряшенцевым при участии Марка Розовского с музыкой Эдуарда Артемьева. А на следующий день увидел на предпоказе фильм «Про рок» режиссера Евгения Григорьева. Сразу скажу, что в нынешние выходные в Театре на Пушкинской площади состоится 100-е представление рок-оперы. А в субботу, 25-го в киноцентре «Октябрь» на Новом Арбате пройдёт премьерный показ кинофильма. Я бы вам настоятельно советовал посетить оба мероприятия.
Начну со старшего по возрасту. Первое представление «Преступления и наказания» состоялось в марте 2016-го, а задумана опера Кончаловским была еще в 1970-е. Артемьев писал и переписывал музыку более 30 лет. Сюжет переносит основное действие в современный Петербург, Раскольников носит рокерские перчатки с обрезанными пальцами, на стене его квартиры висят плакаты с Гариком Сукачевым и курехинским «Ленином-грибом». Правда, реальность, скорее, апеллирует к Питеру 90-х. Музыка Артемьева, на мой взгляд, сложна и практически без откровенных хитов. Но, может, для рок-оперы это и не обязательно?
У фильма тоже долгая история. Он повествует о 30-летних музыкантах из «столицы русского рока» Екатеринбурга. В 2011-м Шахрин, Бобунец и прочие свердловские рок-знаменитости проводят кастинг, где выбирают три молодежных коллектива, за которыми шесть лет следят камеры. Кому-то помогали (или вредили) продюсеры, кто-то жил своей жизнью, жизнью молодого творческого человека в индустриальной городской среде. Как заметила продюсер Анна Селянина, это фильм о поколении, он мог бы рассказывать и о художниках или программистах, — это в какой-то степени оммаж знаменитому перестроечному кино 1986 года «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса. Люди, захватившую советскую еще систему образования и «продвижения» встают перед проблемой отсутствия систем. Фильм получился смешной и грустный.