Tesla с космической скоростью теряет деньги
Почему компания терпит убытки
Tesla может стать еще одной неудачей Илона Маска: несмотря на новые разработки, компания несет огромные убытки. По подсчетам Bloomberg, каждый час структура теряет $0,5 млн. Эксперты говорят, что Илону Маску срочно нужны $2 млрд. Пойдут ли на это инвесторы и почему Tesla убыточна, разбирался Иван Якунин.
6 августа 2018 года, два часа ночи по Нью-Йорку — именно в это время, по подсчетам Bloomberg, у Tesla закончатся деньги, если компания не найдет стабильные источники дохода. Причин для серьезных убытков несколько. Как отмечают иностранные аналитики, в производстве нет инноваций: например, батареи те же, что и у других концернов. Но конкуренты, в отличие от Tesla, экономят на серийном производстве, отмечает главный редактор портала Авто@Mail.Ru Денис Смольянов: «Автомобили Tesla в производстве стоят дороже условных Toyota или Volkswagen, потому что у Toyota и Volkswagen налажено массовое производство автомобилей, а у Tesla, мягко говоря, нет. Проблемы компании с выпуском третьей модели огромны, потому что они так и не смогли наладить все это, также есть большие затраты на инвестирование в новые продукты. Действительно сложно сказать, что с ней будет в перспективе 5–10 лет. Что касается грузовика — здесь у меня гораздо больше скепсиса. Грузовик у них стоит очень дорого, и это не перевозки как бы себя красивого, это бизнес, а в бизнесе компании начинают просто высчитывать прибыль. Я не уверен, что Tesla, которая имеет свои ограничения, например, по пробегу, превзойдет в ближайшем будущем старые добрые американские грузовики».
На прошлой неделе Tesla представила два новых продукта: грузовик на электротяге и спорткар. Последний уже набрал тысячу предзаказов, которые принесут компании $250 млн. А вот об интересе к грузовику пока говорить не приходится: стоимость километра значительно выше, чем у конкурентов на бензине. К тому же, Tesla не успевает производить свою Model 3, которая пользуется спросом. Финансовые проблемы исчезнут, когда компания наладит серийное производство, считает главный редактор портала «За рулем» Артур Саруханов: «На разработку этих самых новинок были большие издержки. Здесь как раз возникает эта проблема: деньги нужны сегодня, а отдача, вполне возможно, будет только через несколько лет».
Впрочем, как отмечают журналисты, инвесторы пока не спешат забирать деньги из Tesla: акции медленно, но растут. По всей видимости, на это влияет феномен, который можно назвать «фактором Илона Маска». Молодому изобретателю, который хочет сделать технологии доступными каждому, привыкли верить, отметил старший партнер инвесткомпании RB Partners Алексей Горячев: «Все производители сейчас идут в эту сторону. Скоро и Porsche, Mercedes, и другие бренды сделают этот автомобиль, увидев ошибки, через которые прошла Tesla, уйдет эксклюзивность. С точки зрения развития я бы в это не инвестировал. Почему инвестируют другие? Потому что они продолжают верить, что это первый шаг на рынок, что Tesla удержит своих потребителей, которые хотят именно Tesla и хотят противопоставить себя владельцам других автомобилей. То же самое, что происходило с iPhone, и Маска традиционно поддерживает большое количество инвесторов — у них нет ощущения, что завтра он не найдет новые деньги для того, чтобы двигаться дальше. Поэтому эта венчурная модель будет продолжать работать, как мне кажется, еще какое-то время».
Еще одной проблемой Илона Маска могут стать японские конкуренты. Как говорят эксперты, там переход на электрокары поддерживают на государственном уровне. Но на стороне Маска — мировая известность и репутация, и пока неизвестно, что больше поможет бизнесу.
Первичное размещение Tesla состоялось в 2010 году по цене $17 за акцию, сейчас бумага компании стоит более $300.