Клиентов ОАО РЖД нагрузили надбавкой
Их дополнительные платежи до 2025 года составят 470 млрд рублей
После долгой дискуссии правительство согласилось на дополнительную индексацию тарифа ОАО РЖД в 2018 году, хотя и на 1,78% вместо 1,9%. Пока решение принято в формате «проработать», но источники “Ъ” говорят, что оно будет финализировано. Вместе с закрепленными в базе тарифа еще 2% допиндексации надбавка обеспечит ОАО РЖД поступления почти в 470 млрд руб. до 2025 года. Это серьезная нагрузка для рынка, но монополия обещает и ряд послаблений, например, сдерживание тарифов дочерней ФГК. Впрочем, эксперты считают эту компенсацию сомнительной.
Вечером 23 ноября у вице-премьера Аркадия Дворковича прошло совещание по росту тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2018 году. Как рассказали источники “Ъ”, ОАО РЖД разрешили проиндексировать тариф дополнительно на 1,78% вместо запрошенных 1,9%, но при этом вместо 3,9% базовой индексации дали 4%. В аппарате вице-премьера отказались от комментариев. ОАО РЖД сверстало свои финплан и инвестпрограмму из расчета индексации тарифа в 2018 году на 3,9% с сохранением в нем надбавки 2017 года в 2% (ее должны были отменить с января) и еще 1,9% допиндексации (исходно «для снятия инфраструктурных ограничений», теперь — на локомотивный парк). В целом это 5,8% реальной индексации к уровню 2017 года. На совещании у Аркадия Дворковича 9 ноября предложения поддержали, но уже 16 ноября правительство отложило решение по 1,9% (см. “Ъ” от 17 ноября).
Надбавка выглядит небольшой, но даст ОАО РЖД огромные деньги: только 1,78% в 2018–2025 годах принесут монополии 227,7 млрд руб., вкупе с сохранением в базе индексации тарифа надбавки в 2% на 2017 год — 467,3 млрд руб. Неудивительно, что вокруг нее развернулась жесткая дискуссия. Совет потребителей ОАО РЖД голосовал по вопросу 22 ноября, на заседании выступал первый вице-президент монополии Вадим Михайлов.
В его презентации говорится, что отказ приведет к снижению инвестпрограммы в 2018 году на 90,1 млрд руб.
Пострадать должны были как госпроекты (модернизация БАМа, Транссиба, участка Междуреченск—Тайшет), так и проекты ОАО РЖД, востребованные грузоотправителями. Так, судя по презентации, в 2018 году не хватило бы средств на расширение участка Артышта—Тайшет (нужен угольщикам, чтобы вывезти дополнительные объемы из Кузбасса на восток), на ветку Соликамск—Пермь, нужную химикам, и ряд других.
При этом ОАО РЖД готово частично компенсировать клиентам потери от надбавки, например, провести «работу по ограничению роста вагонной составляющей, в том числе посредством поведенческих условий ФГК». ФАС еще в ноябре 2016 года завела дело против ФГК и ОАО РЖД, обвиняя их в установлении монопольно высокой цены на предоставление полувагонов. По данным ОАО РЖД, сдерживание вагонной составляющей уменьшит его доходы от дивидендов на 4 млрд руб.
В ФГК от комментариев отказались. Вице-президент по транспорту «Опоры России» Глеб Киндер (входит в совет) голосовал за надбавку, но с оговоркой, что ОАО РЖД «приложит усилия к установлению контроля тарифной составляющей в нерегулируемом сегменте в пределах дочерних обществ». Также он поддержал индексацию с 2019 года тарифа по принципу «инфляция минус». «Только устойчивое финансовое положение ОАО РЖД может позволить перевезти все объемы грузов, которые предъявляет к перевозкам промышленность, и не допустить дефицита, сложившегося в этом году»,— поясняет Глеб Киндер.
Источник среди потребителей говорит, что регулирование лишь части операторского рынка не принесет результата, просто дополнительные доходы сместятся в серую зону. Он уверен, что мера «работать не будет, даже если ОАО РЖД подпишется кровью». Собеседник “Ъ” напоминает, что ФАС уже пыталась сдержать рост цен, потребовав в 2016 году от операторов отчитываться при их увеличении более чем на 7,5% год к году, но ставки все равно подскочили вчетверо. «Единственное, что может сделать регулятор, это увеличить предложение и доступность вагонов на рынке»,— уверен собеседник “Ъ”. Тем не менее в самой ФАС «приветствуют намерение ОАО РЖД снизить вагонную составляющую и обеспечить вывоз всех заявленных к перевозке грузов».
Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров полагает, что попытки контроля вагонной составляющей директивным сдерживанием тарифа ФГК фактически закрепляют работу двух рынков — низких ставок ФГК и высоких остальных операторов. Но, подчеркивает эксперт, именно дисбаланс между ставками ФГК и других операторов оказывает негативное влияние: для ряда грузовладельцев возможность или невозможность получить полувагон ФГК резко меняет транспортную составляющую, влияет на конкурентную среду и возможность получить прибыль.
Тем не менее совет большинством голосов согласился с предложениями ОАО РЖД в обмен на десять обязательств. Среди них, кроме расценок ФГК, «использование при формировании тарифной политики РЖД до 2025 года единого подхода к индексации тарифов по отдельным видам грузов при сохранении действующей в рамках прейскуранта 10–01 тарифной системы». Это означает, что коренной пересмотр основного тарифного документа ОАО РЖД, говорит один из собеседников “Ъ”, откладывается до 2025 года.