Экологические угрозы отразят в упрощенном порядке
Минприроды меняет процедуру оценки бизнес-проектов
Процедура государственной экологической экспертизы может быть упрощена в интересах бизнес-сообщества, а сроки проведения ее Росприроднадзором сокращены с четырех до трех месяцев. Соответствующие поправки к действующему законодательству Минприроды направило в правительство. Эксперты и экологи в целом поддерживают инициативу, однако, по мнению зеленых, изменение сроков может затруднить участие общественности в экспертизе.
Минприроды существенно упрощает процедуру государственной экологической экспертизы. Она, напомним, проводится для предотвращения негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, в частности при строительстве объектов в природоохранных зонах. Предполагается, что рассмотрению будет подлежать не вся проектная документация, как сейчас, а только материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС представляет собой анализ прямых и косвенных угроз, а также последствий воздействия строительства, различных вариантов его осуществления, в том числе, например, маршрутов трубопроводов, и проводится экспертами, привлеченными заказчиком.
Одновременно другим законопроектом в Минприроды предлагают сократить срок проведения экспертизы с трех-четырех до двух-трех месяцев с сохранением возможности его продления по заявлению заказчика. При этом для объектов первой категории (крупных предприятий, оказывающих наибольшее воздействие на окружающую среду) устанавливается переходный период. Так, изменение сроков не коснется объектов, которые до 1 января 2018 года получили разрешение на строительство, а также в случаях, когда проектная документация в тот же срок была направлена на градостроительную экспертизу. Помимо того поправки не будут применяться к «проектной документации объектов капитального строительства недропользователей, предусмотренных утвержденными до 1 января 2018 года техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых», говорят в Минприроды. Соответствующие поправки к природоохранному законодательству ведомство внесло в правительство.
Решение сделать объектом государственной экспертизы только материалы оценки воздействия проекта «идет в ногу с международным опытом», считает руководитель проектов консалтинговой компании PBN Hill+Knowlton Strategies Ольга Скороходова. «В рамках текущей процедуры на экспертизу подается проектная документация, и это не всегда бывает оптимальным с точки зрения внесений изменений,— рассказала “Ъ” госпожа Скороходова.— Возможность подавать требуемую документацию на экологическую экспертизу на ранней стадии планирования даст разработчикам и проектировщикам большую гибкость». «Инициатива также может способствовать проведению консультаций с заинтересованными сторонами — НКО, местными сообществами, экспертами — на ранней стадии»,— добавляет она.
Экологи также поддерживают инициативу. «В ходе оценки воздействия происходит фактически самое главное — выбор места строительства»,— поясняет эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин. Он также отмечает, что сегодня предусмотренные в материалах оценки воздействия различные варианты строительства формальны: «На экспертизу направляется полностью готовый проект, поэтому отказов сейчас почти нет». «Есть, конечно, угроза, что после экспертизы могут измениться технологические решения,— сказал “Ъ” господин Крейндлин.— Но если в законодательстве останется норма, что после процедуры в проект не могут вноситься корректировки, экологических рисков почти не останется». «А вот сокращение сроков экспертизы может отразиться на качестве и, самое главное, осложнить общественную оценку материалов ОВОС»,— обращает внимание Михаил Крейндлин.