Чем они все самозаняты
Каждый пятый столичный житель сам обеспечивает себя работой
Мониторинг / рынок труда
За год доля россиян, которые относят себя к категории самозанятых (не имеют постоянной работы и сами ищут для себя заказчиков), выросла с 10% до 18%. При этом для 11% опрошенных такая деятельность является единственным заработком, для 7% — дополнительным. Такие данные представил аналитический центр НАФИ (в опросе приняли участие 1,6 тыс. респондентов).
Чаще всего такие фрилансеры заняты торговлей (11%), строительством (9%) и ремонтом (5%). 5% от их числа оказывают мелкие бытовые услуги. Таксистов, водителей и автомехаников среди самозанятых — по 4%. Еще по 3% работают (или подрабатывают) программистами, рабочими, учителями или воспитателями. Также среди видов деятельности косметические и парикмахерские услуги, производство, приусадебное хозяйство, кулинария, медицинские услуги и сфера безопасности (по 2%).
Наиболее высока доля самозанятых среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (по 25% против 13% в других городах-миллионниках). При этом для 20% столичных жителей фриланс — единственный источник дохода. Как следует из исследования, российские самозанятые — это в большинстве случаев молодые люди 25–34 лет (23% от общего числа работающих против 15% среди 45–54-летних).
Данные НАФИ отображают, по-видимому, максимально возможную оценку количества самозанятых — исходя из численности экономически активного населения в 75 млн человек, 18% — это 13,5 млн человек (что близко к экспертной оценке размера теневой занятости — 15 млн). Ранее Центр стратегических разработок оценил долю самозанятых в 5–7%. ВШЭ насчитала в РФ 1,5 млн фрилансеров (две эти категории, впрочем, не вполне тождественны). Официальная же цифра легальных самозанятых, уведомивших власти о своем существовании,— 687 человек по состоянию на 1 ноября 2017 года (данные ФНС, которая фиксирует самозанятых лишь трех категорий: домработницы, репетиторы и няни (сиделки)).
Вероятно, в перспективе количество россиян с таким профессиональным статусом будет расти. В мире на смену занятости «фордовского» типа, предполагающей постоянный рабочий контракт, приходят рабочие места, где работодателем является отдельный проект компании, а не она сама.