Строители ищут дополнительную работу
В Петербурге активно достраиваются объекты к чемпионату мира по футболу 2018 года, однако после его проведения застройщики могут столкнуться с нехваткой госзаказов на возведение инфраструктуры. Некоторые строительные компании уже сейчас берутся за непрофильные объекты, приобретают активы в смежных сферах и развивают бизнес в других регионах, чтобы в будущем остаться на плаву и обеспечить сотрудников работой.
Грядущее затишье
К чемпионату мира по футболу в Петербурге уже построена развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, налажена транспортная связь ЗСД с Василеостровским районом по набережной Макарова, открыт пешеходный Яхтенный мост, закончена реконструкция Тучкова моста. Весной следующего года завершится строительство продолжения набережной Макарова, к апрелю будут сданы в эксплуатацию станции метро «Новокрестовская» и «Беговая», а также готов мост через Неву в районе острова Серный.
Между тем после мундиаля количество крупных инфраструктурных объектов может резко сократиться. Анонсировано строительство таких масштабных проектов, как Восточный скоростной диаметр (ВСД), линия аэроэкспресса от Витебского вокзала до аэропорта Пулково и ряд других, но на поиск инвесторов и проектирование этих объектов уйдет не один год.
Что касается строительства метро, то, помимо станций «Новокрестовская» и «Беговая», в следующем году планируется сдать три станции Фрунзенского радиуса — «Проспект Славы», «Дунайская» и «Южная». Также «Метрострой» сейчас ведет работы по строительству Лахтинско-Правобережной линии со станциями «Горный институт» и «Театральная», реализуется проходка четырех стволов для строительства участка от станции «Юго-Западная» (проектное название — «Казаковская») до «Путиловской». Однако один этот участок проблему транспортной доступности на Юго-Западе не решит — необходимо продление Калининско-Красносельской линии в центр города до станции «Обводный канал», но для этого еще даже не разработан проект и не объявлен конкурс. С учетом того, что для строительства новых станций метро нужна длительная подготовка, после завершения текущих контрактов метростроевцы могут столкнуться с резким снижением объема работ.
«Строительству метро предшествует большая работа других организаций: геологическая разведка, решение имущественных вопросов в случае, если территория под строительство занята, разработка проекта и получение положительного заключения экспертизы, поэтому к возведению новых линий метро необходимо начинать готовиться за 1,5–2 года до предполагаемой даты строительства»,— комментирует руководитель петербургского «Метростроя» Николай Александров.
Строители опасаются, что снижение объема госконтрактов на создание инфраструктуры может привести к финансовым проблемам у подрядчиков и даже к уходу с рынка некоторых игроков. Не вселяет оптимизма и статистика Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), по данным которого за первое полугодие текущего года в Петербурге и Ленобласти банкротами стали 138 строительных компаний, что на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Чтобы повысить финансовую устойчивость, компании ищут непрофильные объекты и диверсифицируют активы.
Непрофильные объекты
В условиях нестабильного объема госконтрактов на возведение инфраструктуры компании вынуждены искать непрофильные объекты в смежных сферах. К примеру, «Метрострой» построил сцену Мариинского театра, был подрядчиком на строительстве ЛАЭС-2 в Сосновом Бору, а сейчас возводит многофункциональный музейный центр в Рождествено. В октябре компания победила в конкурсе на строительство судостроительного завода Северная верфь. По словам Николая Александрова, «Метрострой» регулярно выходит на конкурсы по строительству других объектов, чтобы обеспечить себе финансовую стабильность, а также постоянную загруженность сотрудников и техники.
Подрядные организации «Метростроя» также расширяют свой бизнес. Например, Литейно-механический завод «Метростроя» изготавливает продукцию не только для петербургского, но и для московского метро. А строительно-монтажные управления не раз становились подрядчиками по реконструкции действующих станций метро.
На непрофильных объектах готовы работать и другие строительные компании. В частности, компания «А-проект», основным направлением которой является строительство дорожной инфраструктуры, в прошлом году не только получила ряд госконтрактов на строительство дорог, но и выиграла конкурс на достройку социальных многоквартирных домов в Пушкине.
Больше активов и регионов
Для улучшения финансовых показателей некоторые строительные фирмы приобретают активы в смежных сферах. Руководство холдинга «Возрождение» — еще одной крупной компании, занимающейся возведением транспортной инфраструктуры и производством строительных материалов,— решило диверсифицировать активы и вложить средства в коммерческую недвижимость и грузоперевозки. Одним из активов холдинга в сегменте недвижимости стал международный деловой центр «Виктория» в Выборге, в структуре компании появились два подразделения, курирующих направление недвижимости. Также в состав ГК «Возрождение» вошла фирма «ЛТС Экспресс», занимающаяся перевозкой грузов.
По словам генерального директора холдинга Игоря Букато, в условиях нестабильной экономической ситуации дорожно-строительной отрасли приходится особенно тяжело: сокращаются объемы бюджетных инвестиций и нового дорожного строительства, растет уровень инфляции, дорожают строительные материалы. Сложившаяся ситуация побудила искать новые сферы для развития бизнеса. Кроме того, холдинг «Возрождение» сделал ставку на развитие в других странах — сейчас компания строит инфраструктурные объекты в Афганистане, Никарагуа и Чили.
Другой крупный застройщик транспортной инфраструктуры, решивший строить объекты за пределами Петербурга и Ленобласти,— ЗАО «ВАД». Компания, деятельность которой началась в Петербурге, на данный момент имеет ряд крупных проектов в Северной столице, но основной объем ее заказов сконцентрирован в других российских регионах (в Карелии, Вологодской, Ярославской, Архангельской, Псковской, Мурманской, Калининградской областях). В прошлом году организация стала генеральным подрядчиком по строительству автомобильного подхода к мосту через Керченский пролив.
Однако стратегия выхода в другие регионы не всегда может быть успешной. По мнению некоторых участников рынка, случившиеся в прошлом году банкротства строительных компаний «Мостоотряд № 19» и «Мостострой № 6» произошли, в том числе, из-за того, что заказчикам в регионах не удалось расплатиться с подрядчиками в срок, и застройщики были вынуждены вкладывать в строительство свои оборотные средства.
Тем не менее Петербург и Россия в целом и после проведения масштабных спортивных мероприятий будут нуждаться в крупных инфраструктурных объектах. По оценкам генерального директора РАСК Николая Алексеенко, пик кризиса на строительном рынке России уже пройден, а в дальнейшем можно ожидать роста объема работ в строительстве, в том числе и за счет госзаказов. Пока же ситуация в Петербурге и Ленобласти далека от благоприятной, а непрофильные объекты и диверсификация активов помогают строителям дождаться лучших времен.