Этому больше не продавать
Минздрав хочет ограничить продажу алкоголя пьяным людям
Ритейлеры и рестораторы могут на законодательном уровне получить право отказывать пьяным клиентам в продаже алкоголя. С такой инициативой выступил Минздрав. По мнению наркологов, мера едва ли снизит употребление алкоголя, но сделает россиян более воспитанными. Министерство также рекомендует продавать алкоголь в рознице только в отдельных помещениях, что, как считают участники рынка, может сократить продажи на 20% и привести к дополнительным затратам розницы.
Предложение предоставить ритейлерам и рестораторам право добровольно отказывать в продаже спиртного людям в состоянии опьянения содержится в проекте подготовленных Минздравом поправок к закону о производстве и обороте алкоголя. Документ был опубликован на портале regulation.gov.ru. Необходимая для отказа степень опьянения, как и критерии ее определения, в проекте не уточнена. Без этого реализовать инициативу на практике будет невозможно, уверен представитель одной из розничных сетей: «Кассир супермаркета — не врач и не сотрудник ГИБДД, полномочий и навыков для определения состояния опьянения у него нет».
Директор агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз называет идею Минздрава идеалистической. По его мнению, ограничить продажу алкоголя по собственной инициативе смогут лишь рестораны и ритейлеры Москвы и других крупных городов. «Нетрезвые покупатели часто проявляют агрессию, сдержать которую самостоятельно продавцы и персонал заведений не смогут. Получается, каждому кафе и магазину придется обеспечить работу охраны или полиции»,— рассуждает эксперт.
Главный внештатный нарколог Минздрава Евгений Брюн считает предложенные поправки «воспитательными».
«Люди осознают, что в пьяном виде лучше не шататься по городу и тем более не ходить по магазинам за дополнительной водкой»,— считает он.
Проблем с реализацией нормы господин Брюн не видит: «Если человек агрессивен, это подтверждение того, что он пьян и ведет себя неадекватно, вызовут полицию и призовут к порядку».
Участники ресторанного рынка не ждут, что инициатива Минздрава в случае ее одобрения как-то существенно изменит порядок их работы. «Напоить клиента до беспамятства — дурной тон»,— говорит основатель бара O’Connell’s Станислав Касаткин. Отказывать гостям, по его словам, приходится нечасто. «На моей памяти была всего пара случаев, но с людьми просто мягко договаривались. Если будет законодательная база, можно будет действовать более прямолинейно»,— полагает господин Касаткин. Директор бара Lumberjack Павел Богданчиков рассказывает, что в его заведении тоже есть правило не продавать алкоголь пьяным посетителям. «Обычно бармены ориентируются на то, как человек себя ведет, какие-то объективные признаки: бессвязная речь, затуманенный взгляд, запах»,— перечисляет господин Богданчиков. По его словам, серьезных проблем из-за отказа продавать алкоголь у заведения не было.
По мнению партнера юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрия Шевченко, отказывая в продаже алкоголя, ритейлеры и рестораторы могут опираться и на устав собственной компании: при судебном разбирательстве зафиксированные в нем нормы будут достаточным обоснованием. «Но клиент в ответ может предоставить свою доказательную базу: свидетелей, съемки с видеокамер наблюдения, собственные доводы, медицинские доказательства того, что он действительно не был пьян»,— перечислил юрист.
Добровольный отказ от реализации алкоголя пьяным клиентам не единственная мера ограничения оборота, предложенная Минздравом.
Там выступают за то, чтобы алкоголь в магазинах мог размещаться только в специальной секции, с отдельным входом из торгового помещения, без указателей и возможности увидеть ассортимент из других помещений.
Господин Дробиз сомневается, что такой подход снизит потребление алкоголя, который нельзя считать спонтанной покупкой. «Похожие ограничения есть в Якутии, где три года продавать спиртное можно только в специальных магазинах. Результаты неубедительные: за это время число алкомаркетов выросло со 100 до 850, многие просто отказались от торговли продуктами питания»,— привел он пример. Представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков отмечает, что через промовыкладку в торговом зале продается примерно 20% алкоголя, поэтому ограничение одним помещением неминуемо станет причиной падения продаж. «У небольших магазинов возникнут дополнительные сложности: для организации отдельного помещения им придется пожертвовать другими категориями товаров»,— добавляет он. Той же позиции придерживаются в Ассоциации компаний операторов розничной торговли, по расчетам которой переоборудование мест для продажи алкоголя приведет к значительным затратам для ритейлеров, что замедлит темпы их развития.