Продолжайте партнёрить, товарищи
Украине, Молдавии и Грузии не дали гарантий членства в ЕС
В Брюсселе в пятницу состоялся саммит «Восточного партнерства» — начатого в 2009 году проекта Евросоюза, участниками которого являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. Президент Украины Петр Порошенко дал понять, что его страна рассчитывает на ускоренную интеграцию с ЕС — вплоть до присоединения к шенгенской зоне и единому цифровому рынку, Таможенному и Энергетическому союзам. В Брюсселе готовы рассмотреть заявки Киева, но при этом постоянно подчеркивают: о вступлении постсоветских стран в Евросоюз речь не идет. Между тем в пятницу важный шаг к сближению с ЕС сделала Армения.
Одним из ключевых результатов — пятой по счету — встречи высокопоставленных представителей стран—членов Евросоюза с «восточными партнерами» стало принятие совместной декларации. Это можно считать достижением, поскольку между странами постсоветского пространства до последнего велись острые споры вокруг формулировок. Украина требовала осудить «российскую агрессию в Донбассе» и «аннексию Крыма», под чем не были готовы подписаться Белоруссия и Армения. Нелегко давалось Азербайджану и Армении согласование формулировок, потенциально имеющих отсыл к карабахскому вопросу.
В итоговой декларации стороны подчеркнули необходимость выполнения «20 конкретных задач на период до 2020 года». Они разделены на четыре направления: развитие экономики, укрепление институтов власти и гражданского общества, повышение транспортной доступности, а также энергоэффективности. Кроме того, делегации обсудили уже достигнутый прогресс. «Мы горды своими достижениями»,— заявил председатель Европейского совета Дональд Туск на пресс-конференции, комментируя подписание соглашений об ассоциации ЕС с Грузией, Молдавией и Украиной. Между ЕС и этими странами с недавнего времени действуют безвизовый режим и зона свободной торговли.
Самые большие надежды на мероприятие в пятницу возлагала Украина. Петр Порошенко во время своего выступления на саммите заявил, что его страна рассчитывает на так называемые четыре союза ЕС: Энергетический союз, единый цифровой рынок, Таможенный союз и шенгенскую зону. О каких-то новых прорывных договоренностях по сближению Украины с Евросоюзом в пятницу, однако, объявлено не было. Вместе с тем глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер дал понять: Брюссель готов рассмотреть заявки Киева и предоставить ему соответствующие «дорожные карты». Кроме того, как сообщил Петр Порошенко, в ближайшее время Еврокомиссия представит новую программу макрофинансовой помощи Украине.
Европейские чиновники постоянно подчеркивали, что о вступлении стран «Восточного партнерства» в ЕС речь не идет. Напомним, из шести государств—членов этого объединения три — Украина, Грузия и Молдавия — объявили вступление в Евросоюз целью своей внешней политики. Накануне саммита пресс-служба внешнеполитического ведомства ЕС распространила документ «10 мифов о “Восточном партнерстве”», где в первом же пункте сказано: «Инициатива партнерства — это не процесс вступления в ЕС. Ее цель — создать общее пространство демократии, процветания, стабильности и тесного сотрудничества».
Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан же призвал «не спекулировать относительно членства этих трех стран в ЕС». «Если вы скажете: мы станем немедленно членами Евросоюза — это нереально»,— сказал он, признав, впрочем: это именно то, что граждане этих стран хотят услышать. Еврокомиссар призвал Украину, Грузию и Молдавию сконцентрироваться на реализации соглашений об ассоциации с ЕС.
Азербайджан, Армения и Белоруссия официально в Евросоюз не стремятся. При этом ЕС и Армения в пятницу заключили Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве — это куда менее амбициозный документ, чем соглашение об ассоциации, однако он создает правовые рамки для сотрудничества Брюсселя и Еревана. Глава МИД Армении Эдвард Налбандян тем не менее в пятницу заявил, что это соглашение «открывает новую главу» в отношениях его страны и ЕС. «Документ является крепкой правовой основой для укрепления политического диалога, расширения экономического сотрудничества, создания новых возможностей для торговли и инвестиций»,— пояснил он. Напомним, Армения входит в курируемый Россией Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Вице-спикер Национального собрания Армении от правящей Республиканской партии Арпине Ованнисян заявила “Ъ”, что Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС «является свидетельством того, что можно развивать экономические связи со странами ЕАЭС, но при этом выстраивать прочное взаимодействие с Евросоюзом». По ее словам, новое соглашение не противоречит обязательствам, взятым на себя Арменией в рамках ЕАЭС. А секретарь парламентской фракции блока «Царукян» Ваге Энфиаджян (формально оппозиция, вторая по численности фракция в парламенте Армении) в беседе с “Ъ” добавил: «Мы всегда говорили, что во внешней политике мы не хотим формулы “или-или”, мы всегда выступали за “и-и”». «Не думаю, что какая-то сторона должна считать, что, развивая отношения с другой стороной, мы пренебрегаем отношениями с ней»,— сказал он.
Между тем Москва к «Восточному партнерству» всегда относилась с настороженностью. В частности, глава МИД РФ Сергей Лавров ранее называл программу «не совсем безобидной вещью», поясняя: «Были попытки превратить “Восточное партнерство” в конструктивный процесс, но все-таки верх берут намерения всячески в пику России что-то делать. Дружить с нашими соседями в пику нам».
В кулуарных беседах о «Восточном партнерстве» российские дипломаты нередко упоминают опубликованные в 2011 году порталом WikiLeaks секретные телеграммы из архива Госдепартамента США. В своей переписке американские дипломаты со ссылкой на доверительные беседы с европейскими коллегами называли «Восточное партнерство» «изящным, но сильным ответом на российскую агрессию в Грузии», «наказанием России», «возможностью сильнее вовлечь бывшие республики СССР в зону интересов Запада».
Накануне саммита в Брюсселе высокопоставленные представители внешнеполитической службы ЕС провели брифинг для российских журналистов, где особо подчеркнули: «Восточное партнерство» не направлено против каких-либо стран. Об этом же сказано и в методичке о «мифах про “Восточное партнерство”»: «ЕС не требует от своих партнеров делать выбор: либо ЕС, либо сотрудничество с другими странами. Мы выступаем за добрососедские отношения».