На правах защиты
Гражданские активисты провели чрезвычайный съезд
Участники прошедшего вчера Всероссийского съезда в защиту прав человека приняли резолюцию с обращением к властям из 62 пунктов. Требования правозащитников и гражданских активистов широки: от отмены закона об иноагентах до запрета привлекать педагогов к субботникам.
Резолюция с проблемами, волнующими гражданское общество, и требованиями их решения была принята на Всероссийском съезде в защиту прав человека, состоявшемся в воскресенье в Москве. Один из организаторов, председатель правозащитного движения «За права человека» Лев Пономарев, подчеркнул, что это «второй всероссийский чрезвычайный съезд, первый был 16 лет назад, в январе 2001 года». «Мы созвали его в связи с кризисной ситуацией в стране, особенно в сфере защиты прав человека»,— пояснил “Ъ” член Московской Хельсинкской группы (МХГ) Валерий Борщёв, также организатор мероприятия. Как отметила “Ъ” председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, «это попытка донести до общества сигнал о том, что неблагополучно почти все».
Чтобы их услышала власть, организаторы подготовили проект резолюции, а собравшиеся — 300 представителей правозащитных организаций, инициативных групп, объединений шахтеров, жертв репрессий, валютных заемщиков, а также гражданских активистов и экспертов по правам человека — вносили в документ поправки и добавления.
«Прежде всего нас беспокоит правоохранительная система, пытки, пенитенциарная система, а также уничтожение общественного контроля»,— говорит господин Борщёв. «Проблемы касаются не только прав человека и гражданского общества, это разложение всех государственных и социальных структур: не учат, не лечат, люди не могут добиться пенсии, мы вернулись к институту прописки еще в худшем варианте, чем было в советское время. Мы увязли в страховой медицине»,— отметила госпожа Ганнушкина. Председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов коснулся проблем Северного Кавказа: «В особых точках проявляются свойства всей системы». Выступившие валютные заемщики напомнили, что они остались без поддержки, поскольку президент страны сказал, что они «сами виноваты», а родственники горняков рассказывали, как шахтерам не давали приехать в Москву и постучать касками.
В 62 пунктах резолюции помимо общих требований справедливости представлены конкретные желания. В их числе «прекратить политические суды и идеологически ангажированные уголовные дела», в том числе над краеведом Юрием Дмитриевым и режиссером Кириллом Серебренниковым, отменить «дискредитирующие НКО» законы «об иностранных агентах», «иностранных СМИ» и «нежелательных организациях», принять меры для «введения ситуации в Чечне в рамки закона», полностью ликвидировать в России государственные СМИ, расширить перечень преступлений, подсудных суду присяжных, отменить систему «Платон», отменить пункт в Трудовом кодексе, позволяющий учредителю увольнять директоров школ без объяснения причин, и запретить привлекать педагогов к субботникам, городским праздникам и другим недоплачиваемым работам.
Свои предложения по обеспечению гарантий независимости судей подготовил Совет при президенте по правам человека (СПЧ), в их числе введение выборности председателей судов самими судьями и их ротация. Среди пунктов резолюции есть также и призыв к объединению: «Призываем протестные группы, направленные на разрешение социальных проблем, поддерживать друг друга в требованиях к власти». И словно резюме стало обращение главы МХГ Людмилы Алексеевой (не смогла участвовать в работе съезда): «Нужно требовать не то, что считаешь возможным, а то, что сейчас необходимо».
Окончательно резолюция будет оформлена в понедельник, 27 ноября. «Затем мы ее разошлем во все инстанции, которых она касается: президенту РФ, в министерства, уполномоченному по правам человека, СПЧ и так далее»,— сообщил “Ъ” господин Пономарев.