Автомобилям показали, куда расти
тенденции
В феврале российский авторынок опустился на такое дно, с которого, казалось бы, уже не всплывают. Но чудеса случаются: уже весной тренд сменил вектор с падения на рост. Более того, начиная с мая восстановление выражалось в двузначных числах, а уже в июле был установлен рекорд года по росту продаж — 18,6%. В итоге Ассоциация европейского бизнеса скорректировала прогноз на 2017 год до 1,58 млн машин, и это, кажется, не предел.
Рост продаж по итогам десяти месяцев нынешнего года зафиксирован у большинства автопроизводителей. Лидерами рынка по-прежнему остаются автомобили Lada (продано 249 845 штук), ближайший преследователь Kia реализовал на 97 с лишним тысяч машин меньше. Российский покупатель охотится за недорогими моделями массового сегмента: по данным аналитического агентства "Автостат", более половины купленных машин стоили меньше 1 млн руб. Еще треть — с ценниками до 2 млн руб., а вот продажи дорогих автомобилей (от 4 млн руб. и выше) сократились на 18%. Средняя же цена новой легковушки составила 1,33 млн руб.
Отпраздновать стремительный подъем автомобильного сектора удается не всем. Например, компании Lexus по итогам 2015 года, самого провального за весь кризисный период, удалось увеличить продажи на 6%, но по мере стабилизации курса валют японская марка начала сдавать позиции и 2017-й продолжает в минусе. Такая же ситуация c Porsche: хотя в октябре немецкий бренд смог отыграть 25%, по итогам десяти месяцев он все равно потерял 8%. Наиболее значимые потери с января по октябрь понесли китайские бренды Geely, FAW, Brilliance и DFM. В сегменте "премиум" больше всего не повезло Audi (-20%).
Дополнительным стимулом роста продаж стал и августовский запуск новых правительственных программ поддержки автомобильной отрасли, которые начали действовать параллельно с льготным автокредитованием. На покупку машины стоимостью до 1,45 млн руб. государство предоставило дополнительную единовременную скидку в размере 10% стоимости машины всем, у кого есть двое или более несовершеннолетних детей ("Семейный автомобиль"), а также тем, кто приобретает личный транспорт впервые ("Первый автомобиль"). Кроме того, были запущены программы "Русский тягач", "Русский фермер" и "Свое дело" для поддержки малого бизнеса.
Формально программы государственной поддержки не меняют структуру спроса — по ним планировалось реализовать не менее 58,35 тыс. новых машин, что при любых итогах года составит не больше 5% рынка. Но дилеры отмечают, что государственное стимулирование привлекает людей в автосалоны, а остальное — дело техники и умения конкретных продавцов.
В итоге, по данным Минпромторга, за первые три месяца действия программ "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" по ним было куплено 48,3 тыс. автомобилей. Многие участники рынка говорили, что квот не хватит, но верили, что выдача субсидий за счет дополнительного финансирования продолжится и в 2018 году.
На днях на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов Минпромторг опубликовал проект постановления, предусматривающий продление действия программ "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" на 2018 год. Кроме того, стоимость приобретаемого по программам автомобиля увеличена с 1,45 млн руб. до 1,5 млн руб. Плохая новость состоит в том, что льготную ставку автокредита в будущем году планируется отменить.
В третьем квартале, когда начали действовать новые госпрограммы субсидирования, больше половины автомобилей (52,9%) было куплено в кредит. Последний раз такая ситуация наблюдалась в докризисном 2014 году. Кредитование населения растет по всем направлениям, включая ипотеку, кредитные карты и наличные деньги: по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), количество заявок на выдачу займов увеличилось на 84%. При этом количество одобренных заявок на покупку машин сократилось с 51% в 2016 году до 44% в 2017-м. "Однако не стоит говорить о том, что банки стали одобрять меньше кредитов,— утверждают в ОКБ.— Если смотреть в абсолютных значениях, количество одобренных заявок в годовом отношении выросло".
На рост продаж также повлияла стабилизация курса рубля. На начальном этапе кризиса цены на большинство товаров быстро выросли до нынешних, но автомобили дорожали медленно, и до сих пор машины в России стоят дешевле, чем где-либо в Европе. Если курс национальной валюты в ближайшее время пойдет вниз, это неизбежно приведет к снижению продаж. С другой стороны, крепкий рубль тоже невыгоден производителям, поскольку некоторые из них налаживают экспорт произведенных в России запасных частей в страны СНГ и даже в Западную Европу.
Стабильный курс рубля позволил вернуть в страну большое количество моделей, продажи которых из-за кризиса были прекращены. Nissan наполнил шоу-румы кроссоверами Juke, в модельной гамме Hyundai снова появился седан Sonata, Mitsubishi привезла обратно компактный паркетник ASX и большой внедорожник Pajero, а также наладила местную сборку Pajero Sport, с июля текущего года опять продается седан Subaru WRX, на май запланирован рестарт продаж Subaru Legacy.
В стабильность рынка и рост продаж автопроизводители верят: несмотря на потерю 3% клиентов в 2017 году, марка Mercedes-Benz все же решилась на строительство собственного автосборочного предприятия в России. В июне в подмосковном индустриальном парке "Есипово" начались работы по возведению завода "Московия", который будет открыт в 2019-м. Инвестиции в проект составят более €250 млн. Первым с конвейера сойдет седан E-Class, потом будет налажен выпуск кроссоверов GLC, GLE и GLS.
BMW подходит к окончанию года с ростом продаж, но строить собственный завод компания пока не рискнула: немцам хватает калининградского "Автотора", где крупноузловым методом собирают почти весь модельный ряд баварского автопроизводителя. Зато BMW открыла крупный склад запчастей в Подмосковье для более оперативного обслуживания российских клиентов. Mercedes-Benz также открыл новый центр логистики. В Тульской области строится завод Great Wall, в Липецкой — Lifan. Оба китайских предприятия должны быть запущены в 2019 году. Иными словами, российский рынок до сих пор остается привлекательным для иностранных автомобильных инвесторов.
Новые автомобили привлекают не только частных лиц: огромное количество машин закупают таксопарки и каршеринговые компании. Выбор прокатчиков падает не только на массовый сегмент (Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan и Kaptur). В столице арендаторам доступны десятки и сотни дорогих автомобилей вроде компактных Smart, седанов Mercedes-Benz CLA 200 Urban и хэтчбеков A-Class. Каршеринг неизбежно распространится и в регионы, где также понадобятся новые машины.
Наконец добился признания со стороны государства китайский автопром: черкесское предприятие Derways стало полноценным участником соглашения о промышленной сборке. На Северном Кавказе производятся Lifan, Chery, Brilliance и DW Hower, и теперь автокомпоненты для них завод сможет ввозить беспошлинно. Но самое главное, покупатели этих машин смогут использовать государственные субсидии на поддержку автопрома: льготное кредитование, программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль". По данным "Автостата", за десять месяцев 2017 года продажи китайских автомобилей в России выросли на 4%, до 2,7 тыс. штук. Льготы позволят привлечь дополнительных клиентов, однако по условиям соглашения заводу придется наращивать объемы производства до 25 тыс. машин в год и доводить долю российских комплектующих до 30%. В 2016 году на Derways было произведено около 17 тыс. машин.
За годы кризиса производители и дилеры научились регулировать производство и закупки новых автомобилей. Чтобы продукция не скапливалась на складах, объемы выпуска строго квотированы. Однако эта осторожность может привести к тому, что на российском рынке будет продано меньшее количество машин, чем могло бы купить население. По данным агентства "Автостат", очереди на некоторые популярные модели могут достигать четырех-пяти месяцев. Подобная ситуация сложилась с кроссовером Hyundai Creta в некоторых регионах страны. Очереди выстраиваются за Lada Vesta, Largus и Xray, Skoda Rapid, Renault Duster, Volkswagen Polo и даже за кроссовером Skoda Kodiaq минимальной стоимостью 2 млн руб. Самая популярная в стране модель Kia Rio не всегда есть в наличии в нужной покупателю комплектации, так же, как Volkswagen Tiguan и Amarok. Быстро увеличить выпуск автопроизводители не могут, поставщики комплектующих сообщают о возросшей нагрузке. Чтобы удовлетворить спрос, в октябре на заводе Nissan была введена вторая смена.
В итоге уже сейчас, за месяц до конца года, понятно: российский автомобильный рынок, как и предсказывали эксперты, сумел адаптироваться к новым условиям и найти возможности для роста. И предпосылок к изменению этой ситуации в будущем году пока не видно.
После нескольких лет апатии россияне снова начали демонстрировать неподдельный интерес к автомобилям
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за период январь-октябрь 2017-2016 годов
|
Источник: Ассоциация европейского бизнеса.
Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит в третьем квартале 2014-2017 годов
|
Источник: Аналитическое агентство "Автостат".