«Живая книга нужна»

Главный редактор «Махаона» — о Non/fiction и популярности детской литературы

29 ноября откроется крупнейшая международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Фаворит грядущего мероприятия — не только жанр публицистики, но и детская художественная литература. О главных течениях в ней узнала обозреватель «Коммерсантъ FM» Марина Аржиловская в разговоре с главным редактором издательства «Махаон» Оксаной Фесенко.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— Сохранилась ли на сегодняшний день та тенденция, которая была год назад, что детская литература — самая коммерчески успешная?

— Сложно говорить, потому что во взрослой литературе тоже есть очень много замечательных авторов и замечательных книг, которые хорошо продаются, и тиражи там большие. Но детская литература, конечно, сейчас востребована.

— Если говорить об авторах, что предпочитает читатель сегодня: больше классику или новые имена?

— Классику, конечно, предпочитают, потому что ее проходят в школе, и это четкий стимул покупать классическую литературу. Другое дело, что классику все издают по-разному, даже совершенно известные произведения — того же Пушкина можно издавать в 20, 30 и 40 видах, но все равно выберут книжку с хорошими иллюстрациями, с любимым художником. У нас если один раз книжка выходит, то потом допечатывается, мы стремимся к тому, чтобы делать книжку на долгие годы. Из западных авторов — мне нравится, как у нас идет Корнелия Функе, это конечно еще не классика, но, тем не менее, признанный автор. Нравится, как продается серия «Нины» Муни Витчер, сейчас у нас вышла новинка — седьмая книга. Госсини «Малыш Николя» хорошо продается. Я думаю, что и дети, и родители интересуются и классическими, и современными книжками.

— Какой тираж является сегодня самым оправданным с точки зрения продаж?

Я думаю, что в детской литературе, если это тираж первый и если автор достаточно понятный — это все-таки 5 тыс. Если же это автор более спорный — нам книжка очень нравится, но мы сомневаемся и в аудитории, и в возрасте, такое тоже бывает — мы можем поставить и 3 тыс. Но средний тираж для первой книжки — 5 тыс.

— Вернемся к теме Джоан Роулинг: когда вы публикуете российское издание ее книги, существуют определенные правила? Вам нужно отправлять макет на согласование ее агенту?

— Мы не делаем ни одного шага, не ставим ни одной точки и запятой без согласования с агентами. Конечно, мы очень тесно взаимодействуем: и перевод, и макет, и верстку с обложкой, и, насколько я знаю, даже рекламные материалы мы согласовываем. Но это не только Джоан Роулинг, мы также согласовываем все книги с наследниками Астрид Линдгрен.

— У вас ведь еще есть эксклюзивные права на книгу Люка Бессона «Артур и Минипуты»?

— Да, это очень давняя история. У нас уже тиражей по 30 каждой книжки вышло. Но продолжают выходить; тиражи, конечно, уже упали по сравнению с тем, что было, условно, 10 лет назад.

— Сейчас идет негласный спор между электронной и классической книгой. Как вы считаете, куда в ближайшие 2–3 года качнется внимание читательской аудитории?

— Я очень надеюсь, что внимание аудитории не качнется в электронную плоскость, об этом говорят уже очень давно. И прогнозы действительно были, что чуть ли не все книги уйдут в интернет. Потом прогнозы стали более умеренными — 40%, 30% рынка отнимут электронные книги у книг классических, но, по-моему, это все не оправдывается. Рост электронной книги сильно замедлился. Конечно, это важно. Конечно, живая книга нужна. Но, с другой стороны, то, что какая-то часть аудитории читает книгу на электронном носителе, это тоже неплохо, потому что главное — они читают книгу. Это наша главная цель.

— Давайте поговорим о Non/fiction, что будет представлено на стенде вашего издательства в рамках этой выставки?

— К Non/fiction мы готовим несколько проектов. Безусловно, это «Гарри Поттер», у нас вышло третье иллюстрированное издание «Гарри Поттер и узник Азкабана». Мы продолжаем допечатывать и издавать первые иллюстрированные издания. Получается, уже теперь три книги в этой коллекции. Кроме того, у нас вышли книги по колледжам — это юбилейное издание первой книги «Гарри Поттер и философский камень», ему в этом году исполнилось 20 лет. Было сделано специальное издание, где четыре варианта книги в цветах четырех колледжей Хогвартса. И мы представляем еще «Фантастические твари и где они обитают» — это тоже иллюстрированное издание. И самое интересное то, что там есть еще шесть новых тварей, которых Джоан Роулинг специально написала для этого издания. Есть у нас еще несколько интересных книг, которые мы представим: это книжка голландских авторов Рин Портфлит и Вил Хауген о гномах. Еще у нас есть неплохая серия американской писательницы Эбби Ханлон «Дорри Фантазерка». Она достаточно известна в Америке, но для нас это новые книги, это впервые будет на русском языке. Но, я думаю, «изюминкой» Non/fiction будут книги Майкла Бонда «Медвежонок Паддингтон» . Мы издаем классические истории про медвежонка Паддингтона, но в абсолютно разных видах. Это как раз те книжки, которые можно рекомендовать для детского чтения.

Вся лента