К личному электротранспорту подключились депутаты и специалисты
Владельцам гироскутеров ищут место среди пешеходов, автомобилистов и велосипедистов
В Мосгордуме заявили о необходимости ввести законодательные ограничения для граждан, передвигающихся по городу на сегвеях, гироскутерах, моноколесах и других «самобалансирующихся электрических транспортных средствах». Ранее определить статус граждан, пользующихся «современными техническими средствами передвижения», поручил ведомствам первый вице-премьер Игорь Шувалов. В ГИБДД предлагают приравнять их к пешеходам и запретить выезжать на автодороги. В Европе подобные единые правила могут быть разработаны к концу 2017 года.
Идею ввести законодательные ограничения для владельцев «самобалансирующихся электрических транспортных средств» выдвинул на слушаниях в Мосгордуме спикер городского парламента Алексей Шапошников. Господин Шапошников похвалил «экологичность и бесшумность» сегвеев, гироскутеров и моноколес, но с призывом «не забывать о безопасности» предложил отрегулировать их использование. Спикер напомнил, что движение в городе регулируется федеральными Правилами дорожного движения, но дал понять, что Москва может устанавливать свои ограничения на территориях, не попадающих в зону действия ПДД. В пример были приведены городские парки, пешеходные зоны и общественный транспорт, включая метрополитен. Запретить пользоваться гироскутерами на станциях метро ранее призывала глава комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко.
Отметим, возможность регулирования личного электротранспорта по заданию первого вице-премьера Игоря Шувалова сейчас изучают и в правительстве РФ. В октябре 2017 года господин Шувалов поручил МВД, Минтрансу и «Открытому правительству» проработать статус граждан, пользующихся «современными техническими средствами передвижения». Чиновники, в частности, должны определиться, разрешить ли движение на гироскутерах и сегвеях только в парках, приравнять их к велосипедам в рамках ПДД либо вообще не вводить ограничений (см. “Ъ” от 26 октября). Впрочем, по данным “Ъ”, решения по этому вопросу пока нет. Господин Шапошников на слушаниях также предложил изучить вопрос, не приравнять ли «самобалансирующиеся средства» к мопедам или тем же велосипедам (обязанности их владельцев описаны в ПДД).
Замначальника столичной ГИБДД Юрий Дроганов заявил, что обладателей личного электротранспорта необходимо считать пешеходами. «Человек на сегвее все равно пешеход, так как он развивает скорость в 20–25 км/ч»,— поддержал его замначальника отдела нормативно-правового регулирования департамента ОБДД МВД РФ Дмитрий Митрошин, назвав электротранспорт «средством досуга, а не передвижения». Однако господин Шапошников возразил, что их скорость вскоре может вырасти с нынешних 20 км/ч до 50 км/ч.
В столичной ГИБДД также предложили нормативно ограничить возраст обладателей подобных устройств. «А то у нас дети с трех-четырех лет катаются»,— посетовал господин Дроганов, не назвав, впрочем, минимально допустимого предела. Замдиректора ГКУ «Мосгорпарк» Андрей Круглов предложил руководствоваться в этом вопросе правилами аренды гироскутеров в парках, по которым детям до семи лет их не дают, а гражданам от семи до 18 лет разрешают кататься лишь в присутствии родителей.
В ГИБДД также предложили запретить обладателям личного электротранспорта выезжать на автодороги. Представитель дирекции организации дорожного движения ГКУ ЦОДД Александр Иванов заключил, что «население все равно будет туда выезжать», и предложил выделить подобные агрегаты в отдельную категорию транспортных средств. Господин Круглов, впрочем, предложил ограничиться в этом вопросе лишь сегвеями и мощными гироскутерами, связав это с их большим весом, скоростью и возможным ущербом при столкновении. Однако считать ли такое столкновение ДТП, участники слушаний не договорились. Так, господин Дроганов предложил считать это «несчастным случаем». Предложения по конкретным ограничениям должны быть представлены в Мосгордуму к 25 декабря.
Между тем владельцев гироскутеров ограничивают и за границей. Так, Европейский комитет по стандартизации разрабатывает единые для всего ЕС правила, которые могут быть готовы до конца 2017 года, а ряд стран уже регулируют использование электротранспорта (см. справку). Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что ограничения в РФ вводить все-таки нужно: он предлагает считать владельцев гироскутеров и моноколес велосипедистами и разрешить им движение в крайнем правом ряду автодорог при условии, что скорость их движения не превысит 20–25 км/ч.