Покупатели рассчитываются по часам
В ритейле выросла доля бесконтактных платежей
Объем бесконтактных платежей в ритейле с начала 2017 года вырос в несколько раз, утверждают торговые сети. Продавцы бытовой техники и электроники оценивают рост почти в три раза, продуктовые сети — в семь раз. До половины трансакций приходится на запущенные в России год назад Samsung Pay и Apple Pay, а также вышедший на рынок весной Android Pay.
Объем бесконтактных платежей в сетях «М.Видео» и «Эльдорадо» (входят в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева) за девять месяцев 2017 года в денежном выражении вырос почти втрое к аналогичному периоду прошлого года, сообщили “Ъ” представители компаний. В «М.Видео» рост составил 2,7 раза, доля таких платежей в общем объеме безналичных расчетов к сентябрю 2017 года достигла 20%. Половина из них была совершена с помощью часов и смартфонов. В «Эльдорадо» объем платежей с помощью бесконтактных карт и мобильных устройств вырос в 2,5 раза, их доля на конец третьего квартала составила 17%, около 8% пришлось на смартфоны.
В продуктовой рознице доля бесконтактных расчетов растет быстрее. С начала года их количество в магазинах X5 («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») увеличилось в семь раз, сообщила директор казначейства и корпоративного финансирования X5 Retail Group Анна Коржова. 70% бесконтактных платежей пришлось на пластиковые карты, остальное — на Apple Pay и Samsung Pay.
Оценки банков подтверждают рост доли бесконтактных платежей. В «Русском стандарте» она увеличилась с 4,15% на декабрь 2016 года до 13,22% на 1 октября 2017 года. При этом доля платежей смартфонами составляет около 15% от этого количества при средней сумме 1051 руб. У Альфа-банка доля оплаты с помощью смартфонов с 2016 года выросла в пять раз и на октябрь 2017 года достигла 20% от всех бесконтактных платежей.
В Тинькофф-банке сообщили, что оборот по бесконтактным платежам растет ежемесячно примерно на 25%. Чаще всего клиенты банка оплачивают так покупки в супермаркетах, товары для дома и ремонта, одежду и обувь, развлекательные услуги. Клиенты «Русского стандарта» большинство операций с помощью смартфона совершают в бакалейных магазинах и супермаркетах (38%), в заведениях фастфуда (17%) и ресторанах (8%).
Иван Глазачев, гендиректор «Яндекс.Денег», в интервью “Ъ” в октябре 2017 года
По темпам роста востребованности бесконтактной оплаты Россия занимает одно из топовых мест в мире
Распространение бесконтактных платежей ритейлеры связывают с ростом рынка мобильных устройств с модулем бесконтактной передачи данных (NFC). Если в 2016 году в России NFC-чипом обладал лишь каждый пятый купленный смартфон, то в третьем квартале 2017 года их доля достигла 30% (около 5,5 млн штук). Точкой роста безналичных операций стал запуск в России Samsung Pay и Apple Pay осенью 2016 года и Android Pay в мае 2017-го, считают сети. По данным Samsung, прирост новых пользователей сервиса составляет 10% ежемесячно. «60% пользователей сервиса совершают покупки с помощью Samsung Pay каждый день. Этот показатель активности стабилен с момента запуска сервиса в России»,— сообщили в пресс-службе. В Google и Apple комментарии не предоставили.
Помимо доступности устройств с поддержкой NFC росту популярности подобных платежей способствуют повышение финансовой грамотности и рост числа банков, предлагающих бесконтактные карты и мобильные платежные сервисы, уверен гендиректор «Эльдорадо» Михаил Никитин. Рост безналичных платежей в ритейле, как и в других сферах,— общерыночный тренд, полагает финансовый директор «М.Видео» Екатерина Соколова. По ее мнению, это результат «проникновения новых технологий и работы государства по повышению прозрачности бизнеса».
ГУМ примет Alipay
Торговый дом ГУМ подключает мобильные платежи Alipay, сообщили “Ъ” в Alibaba Group, в состав которой входит платежный сервис. Эквайринг обеспечит банк «Русский стандарт». На стартовом этапе платежи начнут принимать в «Гастрономе №1», магазинах MaxMara, Articoli, Sublime by Bosco, «Императорский фарфор», «Фарфор и хрусталь». Особый приоритет туристы из Китая отдают покупкам люксовых товаров, и ГУМ для большинства обязательный пункт в программе шопинга, подчеркивают в Alipay. «В прошлом году Россию посетили около 1,5 млн туристов из Китая, и с учетом популярности направления мы видим огромный потенциал для роста»,— говорит директор по развитию бизнеса Alipay в России и СНГ Богдан Задорожный. Ранее, в июле, Alipay договорилась об эквайринговом обслуживании с ВТБ во всей POS-терминальной сети банка, насчитывающей 120 тыс. устройств. В Китае у сервиса, по собственным данным, более 520 млн активных пользователей.