«Отказываться от двигателя внутреннего сгорания пока преждевременно»

Глава «Jaguar Land Rover Россия» Вячеслав Кузяков — в интервью «Ъ FM»

О перспективах электромобилей, новинках бренда Jaguar Land Rover и перспективных технологиях в автомобилестроении обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский в рамках программы «Слушание по делу» побеседовал с генеральным директором «Jaguar Land Rover Россия» Вячеславом Кузяковым.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

— Первым электрическим автомобилем Jaguar Land Rover стал кроссовер Jaguar I-Pace, а первой гибридной моделью — Range Rover Hybrid. Есть ли тайный смысл в таком разделении по маркам? Не считаете ли вы, что гибрид внедряете в модельный ряд компании слишком поздно, а электрокар — слишком рано?

— Знаете, мне кажется, выводить на рынок автомобили, оснащенные современными новейшими технологиями, поистине передовые автомобили, никогда не поздно. Гибридный автомобиль, который появится в линейке семейства Range Rover — модели Range Rover и Range Rover Sport — это возможность предложить нашим клиентам некую комбинацию двигателя внутреннего сгорания и силовой установки в виде электродвигателя. Мы уверены в том, что передовая часть аудитории, наших клиентов, которая планирует в будущем приобрести новый автомобиль, обязательно обратит на это внимание. I-Pace, который вы упомянули — это будет первый полностью электрический автомобиль, и он обязательно появится на российском рынке. Мы убеждены в том, что делаем это своевременно. Если вернуться немного назад, то решение, что электромобили появятся на российском рынке, было принято еще до того момента, как в средствах массовой информации стали много и часто говорить об электрификации автомобильного рынка, о тех изменениях или предложениях, которые поступают в том числе и на уровне правительства, на уровне Министерства экономического развития, относительно того, насколько этот вопрос актуален для нашего рынка. И нам кажется, что автомобиль, который появится в конце следующего года, придется ко двору. Более того, на наш взгляд, те вопросы, которые сейчас стоят очень остро — инфраструктура и вопросы эксплуатации автомобиля — к этому моменту будут не так, скажем честно, проблематичны. Дело в том, что опрос клиентов, которые потенциально заинтересованы в приобретении этих автомобилей, мы начали проводить достаточно давно — около года назад. И получили достаточно большое количество заявок. После получения этих заявок мы провели несколько встреч с потенциальными клиентами и были, честно говоря, удивлены, насколько они осведомлены о ситуации, происходящей у нас, и насколько, по большому счету, они готовы к тому, чтобы все свои следующие автомобили выбирать из линейки электрокаров.

— Еще недавно мы считали, что электромобили будут лишь одной из ветвей развития автомобилестроения, а сейчас многие автопроизводители говорят, что вообще откажутся от двигателей внутреннего сгорания. В частности, ваша компания тоже обрадовала нас новостью, что с 2020 года все Jaguar будут только электрическими. Что делать поклонникам бренда, если они живут не в коттеджах, а на 15 этаже панельного дома, например?

— Небольшая поправка: с 2020 года все новые модели Jaguar и Land Rover, которые будут производиться, будут доступны к заказу и в производстве с электродвигателями, но это не значит, что мы полностью отказываемся от классической установки двигателя внутреннего сгорания. Хочу напомнить, что не так давно компания инвестировала в развитие собственных двигателей внутреннего сгорания Ingenium — это и бензиновые, и дизельные двигатели. Отказываться просто так от ДВС еще преждевременно. Более того, когда мы с вами говорим об электрокарах, не нужно забывать, что для большинства моделей, которые мы выпускаем сейчас, эта функция не предусмотрена. Речь идет, во-первых, о новых моделях, во-вторых, о том, что это будет возможность для выбора клиента. Правильно заметили, что для тех, кто живет за городом, в частом коттедже, наверное, вопрос зарядки автомобилей решается достаточно просто. Но хочу сказать, что и для жителей многоэтажных домов в том случае, если у них есть выделенное парковочное место или есть подземный паркинг, установка зарядных устройств не составляет проблем. Мы думаем о том, чтобы для первых клиентов, которые будут приобретать наши электрокары, предусмотреть возможность передачи им вместе с автомобилем и зарядной станции для того, чтобы в дальнейшем они могли ее легко самостоятельно установить на своих парковочных местах.

— Давайте поговорим тогда о компромиссном варианте привода — о гибриде. Сейчас гибридная силовая установка появилась на новом Range Rover. На ваш взгляд, насколько эта версия будет востребована на российском рынке?

— Она будет востребована. Мы не предполагаем, что это будут какие-то взрывные продажи или что это будет самый большой спрос внутри этой модели. В то же время автомобиль имеет целый ряд технических и технологических преимуществ перед классическим двигателем внутреннего сгорания. Если посмотреть на средний расход топлива при комбинированном цикле движения автомобиля, то он составляет меньше 3 л на 100 км. При том, что силовые агрегаты кумулятивно выдают более 400 л.с. при моменте в 640 Нм, то есть это весьма впечатляющие показатели. А непосредственно на батарее автомобиль в состоянии проехать порядка 50 км. При этом зарядка батареи происходит достаточно быстро, хотя, конечно, здесь речь идет исключительно о силе тока, который в данном случае используется зарядным устройством. В то же время мне кажется, что те передовые клиенты, которые смотрят на свой автомобиль не только как на средство передвижения, но и как на инновационный продукт, как на продукт, который отчасти является продолжением самого клиента с точки зрения взглядов на окружающий мир, его отношения к экологии, они будут приобретать эти автомобили.

— В этом году ваша компания представила Range Rover Velar — его можно назвать типичным автомобилем для среднего класса потребителей. Но в России у среднего класса сейчас не самые лучшие времена. Сказывается ли это как-то на продвижении модели?

— Да, наверное, на рынке сейчас наблюдается не самая простая ситуация с точки зрения продаж новых автомобилей, в частности, в премиальном сегменте. Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, я дал бы несколько другую характеристику — может быть, более общую — потенциальному клиенту модели Velar. Речь идет не о среднем классе, наверное, в первую очередь, потому что «средний класс» — очень размытое понятие, особенно на нашем рынке. Речь идет о клиентах, которые являются достаточно состоявшимися, успешными – это те, кто умеет зарабатывать деньги, умеет тратить и, главное, умеет экономить. И вот для этих клиентов важен не только отличный продукт, но и сервис, который они получают, причем сервис разносторонний, как в момент приобретения автомобиля, так и в течение его облуживания. Здесь мы отличаемся от основных конкурентов тем, что по Velar, например, предлагаем сервисный пакет или бесплатное техническое обслуживания на пять лет, которое уже входит в стоимость автомобиля. Клиенты, которые умеют считать деньги, оценят то, что они могут не просто обезопасить себя от инфляции или роста цен на эту услугу, но и по-настоящему сэкономить уже сейчас; плюс это широкий спектр кредитных предложений, которые мы предлагаем, и здесь, наверное, для наших клиентов важна не только низкая ставка или низкий первоначальный взнос, но и в том числе, несколько предложений от ведущих банков — у нас три банка-партнера, которые делают для нас предложения или предложения для наших клиентов. Это инновационные кредитные продукты, которые позволяют клиенту иметь очень низкие ежемесячные платежи, программы с остаточным платежом и даже с гарантированной выкупной стоимостью автомобиля через два года, когда клиент через два года может принять решение — либо выкупить автомобиль, либо получить за него деньги. И, конечно же, тот факт, что мы максимально прозрачны во взаимоотношениях с нашими клиентами – они могут дистанционно через интернет еще до момента обращения в дилерский центр получить информацию о реальной стоимости, об автомобилях, которые находятся на складах у наших дилеров и на всей территории нашего рынка. А мы знаем, как дорого время, и я уверен, что наши клиенты оценят это.

— Те, кто уже успел познакомиться с Range Rover и Range Rover Sport 2018 модельного года, отметили, насколько серьезно изменились эти автомобили. Но в представлении большинства автолюбителей на этих машинах и так все было, поэтому вопрос: что еще эдакого можно было добавить в all-inclusive?

— Отвечу словами некоторых наших клиентов. Те клиенты, которые сейчас делают предзаказы будущего производства, в частности, автомобилей Range Rover, обратились с некой такой устной благодарностью за то, что на автомобиле мало что изменилось, хотя в действительности, если посчитать количество изменений, которые произошли и во внешнем виде автомобиля, в дизайне, уровне отделки, технологиях, которые используются, опциях, которые добавились, не хватит пальцев двух рук. Но в то же самое время, наверное, нам удалось сохранить ту харизму, которая заключена в этих автомобилях. Может быть, кому-то удалось побывать на первом показе автомобиля в Лондоне, но большинство все-таки видели его не вживую еще, а только в интернете

— Недавно вы объявили о начале вашего партнерства с компанией «Яндекс». Какие сервисы уже работают в автомобилях марки и на какие можно рассчитывать в будущем?

— Сейчас мы заканчиваем последнее тестирование услуги навигации, до конца этого года точно совершенно мы запустим это с точки зрения программного обеспечения или, скажем так, сервиса, доступного через штатную мультимедийную систему Сontrol Touch Pro для клиентов наших брендов Jaguar и Land Rover. Есть еще несколько программ или сервисов, которые мы разрабатываем с точки зрения внедрения в нашу штатную мультимедийную систему при помощи «Яндекса», но пока что я, наверное, не буду говорить ни о сроках внедрения, ни перечислять их все. «Яндекс» — очень прогрессивная, креативная, современная команда, которая открыта к диалогу. Это очень близко нам, и мы рассчитываем на то, что наше сотрудничество будет продолжаться дальше.

Вся лента