Пятничное становится будничным
Ритейлеры и покупатели привыкают к скидкам
Традиционная акция распродаж «Черная пятница» в этом году позволила российским ритейлерам увеличить оборот на 30–45 млрд руб. Жалоб на искусственные скидки в этом году было меньше, чем обычно, утверждают организаторы. При этом многие сети начали распродажи еще в начале месяца, а часть ритейлеров работали на маржинальности, близкой к нулю, отмечают эксперты.
За три дня действия акции «Черная пятница» — с 24 по 26 ноября — компании-участники получили дополнительный оборот непродовольственных товаров в размере 30 млрд руб., оценили в АКИТ: из них в офлайне — 24 млрд руб., в онлайне — 6 млрд руб. Общий оборот в ходе онлайн-распродажи мог достичь 7,5 млрд руб., а в офлайне — примерно 75 млрд руб. Речь идет обо всем рынке ритейла с учетом того, что в 2017 году «черные пятницы» проводили сразу несколько организаторов. Так, ООО «Блэк Фрайдэй» и Национальная ассоциация дистанционной торговли устроили распродажу на сайте blackfridaysale.ru, LED Agency при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций и Регионального общественного центра интернет-технологий — на сайте b-friday.com, АКИТ — на realblackfriday.ru.
13 процентов
составил рост продаж во время «черной пятницы» в офлайн-ритейле по сравнению с 2016 годом (данные АКИТ)
В первый день акции офлайн перетянул на себя большую часть аудитории, рассказал “Ъ” президент АКИТ Алексей Федоров. В пятницу на realblackfriday.ru была низкая потребительская активность, более охотно к акции присоединялись в выходные — за субботу и воскресенье площадку посетило более 1 млн человек, а в течение понедельника ожидалось участие еще 100 тыс., рассказал он. За первые сутки blackfridaysale.ru посетило более 1,4 млн пользователей, сообщила “Ъ” коммерческий директор «Блэк Фрайдэй» Светлана Харабурова. По ее словам, распродажа стала масштабнее, вовлеченность потребителей возросла, а в рейтинге покупательских предпочтений традиционно лидировали одежда, косметика, бытовая техника и электроника.
Трафик на b-friday.com составил около 750 тыс. человек, сообщила партнер LED Agency Мария Комендантова. По ее словам, со стороны покупателей был меньший ажиотаж, чем в прошлом году. Это связано с тем, что значительная часть компаний-участников начала распродажу в начале недели, а некоторые сети запустили сезон «черных пятниц» в офлайн-магазинах еще в начале месяца, предполагает она. Таким образом, пики продаж были «размазаны» по большему промежутку времени, и часть покупателей успела совершить покупки еще до официального старта. «Это не значит, что обороты ритейлеров снизились по сравнению с прошлым годом,— напротив, мы уже видели отзывы о повышении продаж, но пики были нивелированы относительно прошлого года»,— подчеркивает она.
«Детский мир» предлагал покупателям товары со скидками до 90% с 20 по 26 ноября. По оценкам компании, количество заказов в интернет-магазине по сравнению с прошлогодней «Черной пятницей» увеличилось в 2,5 раза, а выручка выросла более чем вдвое. В сети OBI с 23 по 26 ноября продажи товаров, участвовавших в акции, выросли в шесть раз, трафик увеличился на 46% по сравнению с обычными днями. Продажи в интернет-магазине «Связного» за три дня, по предварительным данным, выросли на 70% по сравнению с прошлогодней акцией, рассказали “Ъ” в ритейлере. «Количество заказов выросло в полтора раза, средний чек в интернет-магазине увеличился на 54%»,— отмечают в компании. В акции также участвовали сети «Перекресток» и «Карусель», но там ее итоги еще не подвели, сообщили в X5 Retail Group. «Черную пятницу» в той или иной форме поддержали практически все ритейлеры; фактически впервые количество участвующих ритейлеров превысило количество неучаствующих, констатирует гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Прирост товарооборота 500 крупнейших сетей был не менее 45 млрд руб., что более чем в три раза выше, чем в прошлом году, оценивает эксперт.
По сравнению с предыдущими годами значительно снизилось количество жалоб покупателей, связанных с искусственными скидками, обращают внимание организаторы. «Непосредственно к нам было всего одно обращение, связанное с несоответствием цен на нашем сайте и на сайте ритейлера, но в этом случае речь шла о расхождении, а не о так называемой искусственной скидке, и ошибка была исправлена компанией-участником за 15 минут»,— говорит госпожа Комендантова. Многие компании показали уровень скидок, который в течение года встречался крайне редко, а некоторые компании работали по уровню маржинальности, близкому к нулю, формируя трафик, подтверждает господин Бурмистров. «Покупатели привыкли и уже не готовы в этот день покупать без скидки»,— поясняет он.
«Мы приближаемся к американской модели, когда потребители совершают покупки в онлайне не в саму "Черную пятницу", а в следующий за ней понедельник, известный как "Киберпонедельник"»,— добавляет Алексей Федоров. Ближайшие пару лет мы будем наблюдать такую же ситуацию, как и в США,— в «Черную пятницу» люди будут стоять в очередях перед розничными магазинами, чтобы купить товары со скидками, а массово покупать товары в онлайне будут уже в «Киберпонедельник», который переместится с конца января на конец ноября, полагает он.