Терпение Северной Кореи прошло испытание

Условие США для возобновления прямых переговоров выполнено

Южная Корея готова к возобновлению прямого диалога с Северной в случае, если та продолжит воздерживаться от ракетно-ядерных испытаний, заявил вчера в Сеуле спецпосланник президента Южной Кореи Сон Ён Гиль. Пхеньян не проводит пусков ракет и не взрывает атомных бомб уже два с половиной месяца. Как сообщал “Ъ” ранее, Вашингтон также сигнализировал о готовности начать с КНДР прямой диалог, если Пхеньян заморозит свои ракетно-ядерные испытания как минимум на два месяца. При этом США пока публично о готовности к переговорам с КНДР не объявили. Замминистра иностранных дел РФ Игорь Моргулов вчера поддержал идею прямых переговоров, но заметил: основной проблемой теперь являются не испытания Пхеньяна, а совместные американо-южнокорейские учения.

Северокорейский лидер Ким Чем Ын уже два месяца ничего не взрывает и не запускает

Фото: Wong Maye-E, AP

«Если демонстрируемая Пхеньяном последние два месяца сдержанность — а с 15 сентября он не проводит испытательных пусков — была бы встречена соответствующими ответными шагами со стороны США и их союзников, то тогда можно было перейти к реализации второго этапа нашей "дорожной карты", а именно начать прямые американо-северокорейские переговоры»,— отметил Игорь Моргулов на сессии клуба «Валдай» в Сеуле.

Таким образом, замминистра подтвердил появившуюся в распоряжении “Ъ” в начале октября информацию о том, что США готовы к началу прямых переговоров с КНДР, если Пхеньян в течение двух месяцев воздержится от провокаций (см. “Ъ” от 6 октября).

Напомним, в обнародованном в начале июля совместном российско-китайском предложении о параллельном замораживании северокорейских испытаний и американо-южнокорейских учений положение о необходимости «взаимной сдержанности» было, но срок два месяца установлен не был.

Что КНДР испытывала в 2017 году

Смотреть

Действительно, прошло уже 74 дня с 15 сентября, когда КНДР запустила последнюю баллистическую ракету. За аналогичный период до 15 сентября было произведено четыре ракетных и одно ядерное испытание. Пхеньян не решился даже отметить очередным пуском или взрывом день создания правящей Трудовой партии Кореи (10 октября). Спецпосланник Южной Кореи Сон Ён Гиль прокомментировал это вчера, заметив, что, на его взгляд, как минимум часть американского руководства готова к переговорам. «Мне кажется, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон и посол Джозеф Юн (спецпредставитель США по проблеме КНДР.— “Ъ”) настроены оптимистично и хотят прямых переговоров. Однако мы не знаем настоящих намерений господина Трампа, его политика непредсказуема, так что я не знаю»,— заметил он в интервью агентству «РИА Новости» в кулуарах сессии «Валдая».

Игорь Моргулов же заявил, что теперь основная проблема не в КНДР, а в американо-южнокорейском альянсе, войска которого, несмотря на сдержанность КНДР, проводят и планируют новые учения вблизи территории Северной Кореи. Последние, напомним, прошли 16 октября и 6 ноября, а следующие запланированы на 4 декабря. В них, по словам официального представителя ВВС США полковника Михал Клёффлер-Ховард, примут участие 12 тыс. американских солдат и 230 самолетов. «К сожалению, это ответ, который Северная Корея получает от США на свое двухмесячное молчание»,— заметил Игорь Моргулов.

Впрочем, некоторые опрошенные “Ъ” аналитики полагают: американская демонстрация силы не препятствует, а способствуют северокорейской «сдержанности». «Судя по всему, в промежутке между принятием резолюции ООН 2375 (11 сентября.— “Ъ”) и встречей в Пекине 8 ноября между Дональдом Трампом и Си Цзиньпином представителям США удалось донести до китайцев мысль о том, что впервые за последние десятилетия военный вариант решения проблемы рассматривается вполне серьезно,— сообщил “Ъ” профессор Университета Кунмин Андрей Ланьков.— И если китайцы не помогут заставить КНДР прекратить испытания, то с последствиями будут разбираться сами».

По словам эксперта, в Пекине угрозу восприняли серьезно и в последние недели радикально усилили давление на КНДР с целью не допустить американского вмешательства. Действительно, месячный товарооборот Китая с Северной Кореей рухнул в сентябре 2017 года на 20%, опустившись до $339 млн по сравнению с $525 млн годом ранее. Совместные китайско-северокорейские предприятия, в изобилии рассыпанные по границе двух стран, должны быть закрыты до конца года. Продлевать контракты с наемными рабочими из КНДР или нанимать новых им запрещено. Импорт из КНДР упал по сравнению с прошлым годом на 37,9%, и порт расположенного с китайской стороны границы города Даньдун объявил на прошлой неделе о дефолте по кредиту размером 1 млрд юаней ($151,5 млн): он рассчитывал покрыть его из доходов от продажи деликатесных морепродуктов из КНДР, которые теперь покупать запрещено. А на минувшей неделе авиакомпания Air China прекратила полеты в Северную Корею.

Научный сотрудник сеульского Института Седжона Ву Юн Ёп полагает, что реальность угрозы США удалось донести и до КНДР и именно это привело к прекращению испытаний. «Каждое следующее испытание Пхеньяна должно качественно отличаться от предыдущего,— сообщил он “Ъ”.— За последнее время они продвинулись довольно далеко. Теперь им осталось только продемонстрировать, что они способны запустить ракету дальностью свыше 5 тыс. км (примерное расстояние до континентальной территории США.— “Ъ”), вывести ее в стратосферу, вернуть в атмосферу в нужной точке и потом в нужной точке детонировать. Но это действие с высокой долей вероятности вызовет атаку со стороны США».

По словам господина Ву, непредсказуемость Дональда Трампа в этом случае играет на руку США: в Пхеньяне понимают, что он вполне может решиться на то, на что его предшественники не могли. «В Южной Корее помимо собственно корейцев живет около 300 тыс. американцев и других граждан союзных США стран,— заметил он.— Соображения необходимости их защиты ранее сдерживали США от атаки, но если провокация КНДР будет слишком вызывающей, у Дональда Трампа появится предлог эти соображения проигнорировать».

Фотогалерея

Северокорейская угроза

Смотреть

Михаил Коростиков

Вся лента