Что показали стрелки
Женевский часовой Гран-при
8 ноября в театре Леман на женевской набережной Монблан были объявлены результаты главного часового конкурса мира — Grand Prix d'Horlogerie de Geneve. Призы за лучшие мужские и женские модели, за спортивные и ювелирные, в абсолютном зачете и в отдельных категориях усложнений (турбийоны, календари, часы с мировым временем), равно как и за инновации и лучшую интерпретацию моделей прошлого получили в основном швейцарские марки. Специальный приз жюри, который дается за часовые заслуги, разделили знаменитые мастера художественной эмали Сюзанна Рор и Анита Порше.
Церемонию в Женеве вел француз, актер, сценарист и драматург Эдуар Бер в компании швейцарской актрисы, модели и бывшей "мисс Швейцария" Лориан Жильерон. Прекрасно выполняя давно отведенную ведущим роль простаков на симпозиуме кабинетных ученых, они подкалывали собравшихся, безбожно перевирали имена, даты и названия механизмов и вызывали искреннее оживление в зале, где все друг друга знают наизусть.
В прошлые годы в победителях Grand Prix оказывались не столь известные и мощные марки, как в этом. Только Робер Гребель и Стивен Форси из Greubel Forsey, а также Кари Вутилайнен, финский часовщик из Voutilainen, работающий в Швейцарии, пришли со стороны "независимых", хотя и их независимость давно монетизирована и оценена. Все помнят времена, когда "Золотая стрелка" Вутилайнена оказывалась сенсацией, сейчас же его успехи привычны, а Greubel Forsey давно имеют поддержку акционеров, одной из главных часовых групп Richemont.
У Grand Prix d'Horlogerie de Geneve 2017 было несколько главных героев.
Прежде всего это марка Chopard, президентство в которой делят брат и сестра, Карл-Фридрих и Каролина Шойфеле. Первый отвечает за часы и точную механику, вторая — за украшения и гламур. Одного чаще можно увидеть в часовых мастерских или за рулем гоночной машины — из тех, которые он коллекционирует и на которых участвует в гонках в Италии и Франции. Другую — на красных дорожках кинофестивалей, особенно Каннского, который обязан ей воплощением своей знаменитой Золотой пальмовой ветви.
В категории Jewellery Watch ее Chopard Lotus Blanc Watch победили в замечательной подборке — одни других лучше — ювелирных часов. Выйдя на сцену, Каролина Шойфеле поблагодарила всех членов жюри, кроме своего брата. Почему так? Потому что в прошлом году ее брату тоже достался главный приз — "Золотая стрелка", но за хронограф другой его марки — Ferdinand Berthoud. В этом году Карл-Фридрих стал членом жюри. Таков регламент. Но поскольку дом Chopard участвовал в конкурсе, его главу пришлось отстранить от голосования, что, как видим, не повлияло на результат.
Лучшими часами года были признаны Chopard L.U.C. Full Strike, репетир, разработанный к 20-летию марки в мануфактурной линии L.U.C. Что касается Ferdinand Berthoud, в этом году она наконец-то будет представлена на часовых праздниках — появится на салоне SIHH в Женеве и на Базельской ярмарке.
После церемонии, поздравляя команду Chopard с наградой, я предложил им основать еще и третью марку, чтобы остаться в наградном топе еще на один год. Они ответили даже с испугом: "Нет-нет, пока хватит!"
Марка Bvlgari тоже получила в этом году сразу две награды: за две модели одной и той же линии — Bvlgari Octo Finissimo Automatic в важной категории мужских часов и Bvlgari Octo Finissimo Tourbillon Skeleton в категории "турбийоны". Эти не так давно появившиеся часы последние несколько лет бьют рекорды сложности и тонкости. Сочетая швейцарскую механику и итальянский дизайн, они оказались одними из самых известных и узнаваемых на рынке. Нынешняя победа тем более важна для ювелирной марки, которой так или иначе приходится заново доказывать два очевидных факта: Bvlgari не только про драгоценности (хотя ювелирных умений римлянам не занимать), а еще и про часы и точную механику, Bvlgari не только для женщин (расхватывающих ее волшебных змеек Serpenti), но и для мужчин, которым в первую очередь предназначены Octo (кстати, именно это делает модель весьма привлекательной и для женщин). Президент Bvlgari Жан-Кристоф Бабен дважды выходил на сцену за наградой, взяв с собой во второй раз соавторов победы — главу часового направления марки Гвидо Терени и главного дизайнера Фабрицио Буонамассу.
Две награды взяла и марка, связанная с именем знаменитого часового мастера, нашего современника Мишеля Пармиджани. Parmigiani, принадлежащая одной из богатейших семей Швейцарии, Сандо (или "Сандоз", как произносят за границами кантонов), сначала была награждена за лучший хронограф — Parmigiani Fleurier Tonda Chronor Anniversaire, а потом за лучшие часы с функцией мирового времени — Parmigiani Fleurier Toric Hemispheres Retrograde. Выйдя за первым призом, Мишель Пармиджани, как и прежде, не смог оставаться в рамках отведенного церемонией двухминутного регламента благодарственной речи, поэтому во второй раз у микрофона его заменил вице-президент марки Стив Амстуц.
Заслужен успех модели Chanel, награжденной за лучшие женские часы Premiere Camelia Skeleton. Глава часового направления Chanel Никола Бо был очень рад и вспоминал о том, как началась разработка этих часов. Рисунок камелии, любимого цветка Габриэль Шанель, был положен в основу системы мостов, за которыми спрятаны детали механизма. "Когда мы принесли эскизы нашим швейцарским инженерам,— сказал Бо,— они ответили: "Это очень красивые часы, но, кажется, вы забыли предусмотреть механизм". Я сказал им, что механизм должен быть спрятан, но мы без него не обойдемся". Так появился второй собственный механизм марки Calibre 2, награжденный как раз в год тридцатилетия часовой программы дома Chanel.
Премию за лучшую женскую механику получили инженеры Van Cleef & Arpels за Lady Arpels Papillon Automate, замечательную бабочку, которая бьет крыльями на циферблате. При этом бабочка свободна в своих действиях, никто не заставляет ее подмахивать механизму, обозначая часы и минуты. Она приходит в действие по собственному разумению, в этом-то и состояла главная сложность механизма. Среди прототипов неожиданно оказались американские игровые автоматы, однорукие бандиты. Путь от бандита до бабочки занял несколько лет.
Британец Стивен Форси из Greubel Forsey унес со сцены приз за замечательную разработку Greubel Forsey QP а Equation, успев похвастаться, что это настоящий механический компьютер с легким ручным управлением, над которым часовщики марки работали семь лет и изрядно помучились. Кари Вутилайнен получил приз в категории "Художественные ремесла" за часы Voutilainen Aki-No-Kure, созданные в сотрудничестве с японскими мастерами. Выйдя на сцену, часовщик поблагодарил не только своих художников-партнеров, но и клиентов, благодаря которым марка может делать часы и участвовать в соревновании.
Вутилайнен давно живет в Швейцарии, но подчеркивает свои финские корни. Он не единственный иностранец в швейцарском часовом пантеоне. Недаром, когда мэр Женевы говорил со сцены о господстве швейцарского часового искусства, мы пересмеивались с сидевшим рядом Фабрицио Буонамассой: в конкурсе были итальянцы, французы, немцы, британец и финн. В этот раз в финале оказался и наш соотечественник Константин Чайкин со своим знаменитым "Джокером". И хотя его фамилию еще не научились произносить правильно, это лишний раз показывает открытость вроде бы замкнутого мира. Когда-то протестантская Швейцария приняла у себя протестантских мастеров из католической Европы, теперь она принимает у себя талантливых часовщиков без различия национальностей и вероисповеданий.
Прошлый и нынешний годы были богаты на перемены и назначения. На церемонии в Женеве появились новые главы старинных марок, только что приступившие к своим обязанностям. Тем приятнее им было, наверное, получать премии. Директор Ulysse Nardin Патрик Прюньо, еще недавно работавший в Apple, а значит, строивший козни швейцарской часовой промышленности, принял приз за прекрасный регатный хронометр Ulysse Nardin Marine Regatta. "Я благодарю вас от лица всей команды большого корабля Ulysse Nardin, потому что я только что встал у его руля",— сказал Прюньо, отметив редкое сочетание сложности механизма и легкости его использования. Глава Vacheron Constantin Луи Ферла, награжденный за Vacheron Constantin Les Cabinotiers Celestia Astronomical Grand Complication 3600, подчеркнул, что эти часы — образец того, что делает старейшая в Швейцарии мануфактура, и вспомнил добром своего предшественника Хуана Карлоса Торреса, участвовавшего в их разработке. Он даже поприветствовал соперников, которые "выступают на конкурсе с такими замечательными вещами и заставляют стараться их превзойти".
Новый глава Zenith Жюльен Торнар был награжден в категории "Инновация" за нашумевшие часы с принципиально новым механизмом Zenith Defy Lab. Он был разработан руководителем часовой лаборатории LVMH Ги Семоном и внедрен целой командой во главе с вездесущим главой часового подразделения холдинга Жан-Клодом Бивером. Торнар говорил о "желании сохранить марку в рядах новаторов, в которых она оставалась 152 года своего существования".
Всех ветеранов сразу представлял матерый Вальтер фон Кеннел, который с 1969 года руководит маркой Longines. Принимая приз за новое воплощение исторической модели, который был присужден Longines Avigation BigEye, он напомнил, что его замечательная марка, одна из самых успешных часовых марок в мире, празднует в этом году 185-летие. "Мы реинтерпретировали хронограф 1930-х годов, великой эпохи авиации",— сказал Вальтер фон Кеннел. Таким хронографом — стильным, технически совершенным и доступным по цене — и вправду можно гордиться. Эти часы вполне могли бы посоперничать и в номинации "Маленькая стрелка", в которой участвуют модели, стоящие меньше 8 тыс. швейцарских франков. Однако победа в ней тоже вполне заслуженно досталась Tudor Black Bay Chrono. Так над призом промелькнула тень Rolex. Знаменитая марка никогда не участвует в общих соревнованиях, но постоянно выставляет вперед свою вторую линию Tudor — по принципу "обгони-ка моего меньшого брата". Марка, придуманная создателем Rolex Гансом Вильсдорфом по принципу "лучшие часы по лучшей цене", не первый раз господствует в этой категории.
__Вход в зал охранял почетный караул женевских "старых гренадеров"
__Лауреаты произносили двухминутную речь — на трибуне Стивен Форси из Greubel Forsey
__Сопрезиденты Chopard Карл-Фридрих и Каролина Шойфеле унесли со сцены "Золотую стрелку" и приз за лучшие ювелирные часы
__Парад победителей с призами в руках: в первом ряду художницы-эмальеры Сюзанна Рор и Анита Порше