Женская эскадрилья
Новые Zenith Pilot Type 20
Пилотские часы Type 20 такая же визитная карточка Zenith, как и знаменитый механизм El Primero. Ведь что такое Type 20? Это не название модели, это тип часов, которые могут быть использованы пилотами.
В список требований к ним, выработанный к 1938 году, входили как технические параметры (противоударная и противомагнитная защита, влагонепроницаемость, достаточный запас хода), так и дизайнерские. В их числе черный циферблат и заметные белые стрелки с люминесцентным покрытием, крупные метки и крупные арабские цифры. Плюс особая круглая заводная головка, позволявшая при заводе и регулировке времени не снимать перчаток.
Сертификация Type 20, которой обладали немногие часовые заводы, была тем более заслужена Zenith. Мало кто может похвастаться тем, что с первых шагов авиации, когда она еще даже не разделилась на гражданскую и военную, пилоты пользовались их часами. Среди, как мы сейчас сказали бы, "посланников и друзей марки" были такие пионеры авиации, как Луи Блерио и Леон Моран.
25 июля 1909 года 37-летний Блерио впервые в мире перелетел через Ла-Манш на созданном им самолете. Год спустя 25-летнему Морану, участвовавшему на самолете, созданном Блерио, в воздушных состязаниях в Реймсе, удалось развить скорость более 100 км/ч. Оба пилота носили Zenith. "Я очень доволен этими часами, которые служат мне верой и правдой и которые я неизменно рекомендую всем, кому требуется высокая точность",— заявлял Луи Блерио. "Зенит! Не правда ли, название марки идеально подходит авиаторам? Технически совершенный инструмент измерения времени в привлекательном корпусе — вот что такое часы Zenith",— говорил Леон Моран. Точность была тем более важна, что часы были единственным прибором в полете. Первые хрупкие летательные аппараты не могли поднять ничего, кроме летчика и мотора, и не имели ни кабины пилота, ни приборной доски.
Для того чтобы в полете не приходилось лезть за часами в карман, эти часы делались наручными. В то время часы на руке были привилегией женщин, а серьезные мужчины носили карманные часы на цепочке. В "Великом диктаторе" один из лучших чаплинских гэгов посвящен как раз попытке посмотреть на карманные часы в самолете, висящем в воздухе вверх колесами. Это невероятно смешно на экране, но не в кабине за штурвалом. Часы следовало закрепить — на руке, на рукаве или над коленом, рядом с картой.
В фанерных кабинах самолетов — будь то истребитель Первой мировой или почтовый гидроплан послевоенных линий — часы оставались рабочим инструментом пилота и штурмана. Вычисления, которые производились в воздухе с помощью логарифмической линейки, требовали секундной точности измерения времени. Навигация в воздухе была сродни морской, широту и долготу определяли секстаном, хронометр на борту самолета был нужен так же, как на борту корабля. В то время почти все крупные часовые марки создавали модели для пилотов и обзаводились собственной летной историей. Большинство этих исторических моделей до сих пор в строю — они, конечно, изменились в угоду моде, но никаких новых аэрокосмических функций не приобрели.
Развитие электроники изменило роль часов на борту. Из главного, а то и единственного навигационного инструмента они превратились в запасной механизм, дублирующий показания приборов, установленных в кокпите, или служащий для переноски времени от наземной станции к самолету. Поэтому пилотские часы сейчас скорее модная вещь, напоминающая о тех временах, когда от них действительно зависела жизнь. Если с ними и отправляются в полет, то чаще пассажиры. Поэтому главным здесь становится не только качество механизма, но и дизайн.
Pilot Montre d'Aeronef Type 20 в модельной линейке Zenith уже несколько лет. Четыре года назад появление этих часов, посвященных полету Блерио, встретили в Базеле с восторгом, но корпус 48 мм подходил не всем. Многие могли его надеть только на кожаные пилотские перчатки. И вот теперь у марки появился новый тип часов Pilot Type 20 Extra Special в корпусе 40 мм. Такой размер подойдет не только для мужчин — в нашем мире это идеальный размер для женщин.
Им, несомненно, понравится и разнообразие цветов циферблата — темно-серый, синий, хаки, бордо под выпуклым сапфировым стеклом, которые сочетаются с ремешками из масляного нубука: горчичного, синего цвета или цвета хаки. В то же время речь не идет об облегченном варианте часов — к примеру, с кварцевым двигателем. Женщины сейчас все чаще склоняются к настоящим механическим моделям, а Zenith славится своими мануфактурными калибрами. В новой линии использован механизм Elite, который марка разработала специально для своих "классических" костюмных часов с тремя стрелками. Теперь она применяет его в моделях спортивных, винтажных в корпусе из искусственно состаренного металла.
Хотя вид новых часов напоминает исторический Type 20, часовщики все-таки пожалели женщин и не заставили их заводить Zenith Pilot в ручном режиме. Калибр Elite 679 имеет автоматический подзавод и запас хода не менее 50 часов. Достаточно, чтобы долететь от Сен-Тропе до Санта-Барбары, даже с пересадкой. Конечно, это часы не для реальных Полины Гризодубовой или Амелии Эрхарт, а для экранной подруги Бонда летающей блондинки Пуси Галор, которую с блеском сыграла британка Хонор Блэкман. Но тем лучше. Как говорил по этому поводу Бонд--Коннери: "Я, должно быть, сплю?"
__Советские летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова перед стартом у самолета "Родина", 1938 год
__Американка Амелия Эрхарт в кабине своего самолета, 1936 год
__Исторические пилотские часы Zenith
__Zenith Pilot Type 20 Extra Special 40 мм
__Фильм "Небесный тихоход", 1945 год. Тамара Алешина — старший лейтенант Мария Светлова, Николай Крючков — майор Булочкин
__Фильм "Голдфингер", 1964 год. Шон Коннери — Джеймс Бонд, Хонор Блэкман — Пусси Галор