«Идет зубрежка экзаменационных билетов»
ГИБДД о том, как сдаются экзамены на права в Москве
Почему выпускники автошкол Москвы часто пересдают экзамены, как правильно выбирать автошколу, сколько экзаменаторов работает в столице, какие машины используют для проверки навыков будущих водителей в интервью “Ъ” рассказал начальник отдела экзаменационной работы ГИБДД ГУ МВД России по Москве Анатолий Мисенко.
— В Москве экзамен по теории сдают с первой попытки 50,2% выпускников автошкол, площадку — 30,7%, город — 29,3%. Как вы оцениваете это уровень?
— Скорее низкий.
— Ухудшилась ситуация за год?
— Правила приема экзаменов усложнились с 1 сентября 2016 года, поэтому процент сдающих с первого раза снизился: раньше, к примеру, по теории он доходил до 80%.
— У некоторых школ видна серьезная разница между результатами в разных дисциплинах. Условно, теорию с первого раза сдали 50%, но площадку и город — только 5% выпускников. Объясните, почему так происходит?
— Все зависит от качества работы преподавателей, плюс ПДД легче и быстрее выучить.
Глобальная проблема в том, что большинство автошкол не готовят людей к умению водить, а натаскивают для сдачи экзаменов. В случае с теорией идет зубрежка экзаменационных билетов, они все есть в интернете. В случае с городом — бесконечно катаются по учебным маршрутам, их все знают, они тоже в открытом доступе. А потом, получив права, теряются в незнакомых местах и провоцируют аварии.
Конечно, нельзя говорить про всех: есть руководители автошкол, которые искренне хотят выпускать на дорогу умелых водителей, и добиваются этого.
— Выходит, что данные из ваших «рейтингов» назвать нельзя объективными
— На 100% нет. Мы ведь не знаем наверняка — ученик сдал экзамен, потому что выучил учебный маршрут и зазубрил билеты, или все-таки освоил теорию и практику, искренне желая уметь хорошо водить машину. Но определенную информацию для размышления наши данные все-таки могут дать.
— С чего вообще лучше начать выбор автошколы?
— Если вы собираетесь в какую-то конкретную, услышав название в рекламе, то лучше начать с проверки через Gibdd.ru. В специальном разделе надо посмотреть, есть ли у организации образовательная лицензия и заключение ГИБДД, это два обязательных условия. Имейте ввиду: юрлицо, указанное в нашем перечне, не всегда совпадает с названием автошколы в рекламных буклетах, это надо будет уточнить. Важно также выяснить срок действия заключения.
— А почему заключение важно? Без него экзамены не примут?
— Да. Заключения мы проверяем дважды. Сначала, когда автошкола подает нам за 30 дней до окончания обучения списки выпускников, чтобы назначить дату экзамена в подразделении. Второй раз — за три дня до экзамена. В обоих случаях заключение должно быть действующим, иначе группу до экзаменов не допустят, таковы правила.
— Часто ли происходит такое в Москве?
— В Москве это, скорее, редкость: автошколы за своими заключениями обычно следят.
— Понятно. Низкий уровень подготовки в автошколах сказывается на нагрузке экзаменаторов?
— Конечно. Тем более что пересдавать экзамены можно неограниченное количество раз. Госпошлина оплачивается один раз за выдачу удостоверения, а свидетельство об окончании автошколы — без срока давности.
— Сколько экзаменаторов в Москве проверяют знания и навыки?
— В общей сложности 115 экзаменаторов на 12 экзаменационных подразделений. Из них 12 человек ежедневно контролируют сдачу теории в компьютеризированных классах, остальные проверяют навыки вождения. На каждого экзаменатора, работающего на площадках и в городе, приходится примерно ежедневно 25–30 кандидатов в водители.
— Сколько принимается экзаменов в Москве ежесуточно?
— В среднем, в текущем году вот такие цифры: на знание ПДД — 619, на площадке — 655, в городе — 539.
— Много ли в УГИБДД Москвы собственных автомобилей для приема экзаменов?
— 50 автомобилей, в основном Ford Focus, Renault Logan и ВАЗ-2110 с механической коробкой передач, они равномерно распределены по всем подразделениям. Автомобилей с АКПП, а также грузовиков и автобусов у нас своих нет: 90% экзаменов принимается на транспортных средствах автошкол.